Как завоевать доверие учеников средней и старшей школы? Нужно быть своим в доску или, напротив, держать дистанцию и внушать трепет? Учительница русского языка и литературы Анастасия Шрамко уверена: не годится ни тот ни другой способ. Но выход всё-таки есть.
«Не стоит раздражаться и конфликтовать»
Очень часто современных подростков представляют совсем не похожими на нас, взрослых, хотя на самом деле это не так. Они дружат, влюбляются и ошибаются так же, как и мы. И если какое-то различие действительно есть, то оно только в том, что сегодня мир даёт им больше возможностей, поэтому они быстрее развиваются, быстрее на всё реагируют.
Современные школьники более адаптированы к различным обстоятельствам, лучше чувствуют свои границы и не боятся задавать вопрос «Зачем?». Подростки вряд ли согласятся что-то делать, если не понимают, для чего им это нужно. Иногда это становится камнем преткновения, так как учителя по привычке требуют прочесть или написать что-то, а школьники не понимают смысла этого действия. Но здесь не нужно раздражаться и конфликтовать. Стоит просто ещё раз всё проговорить, сделав акцент на целях вашей (и их) работы.
Современные подростки, в отличие от нас в их возрасте, более свободны, они не живут в рамках из серии: после школы нужно обязательно идти в вуз, выбрать «приличную» специальность, делать карьеру в этой области до старости и так далее.
Для современных выпускников это не единственный путь в жизни. Они не боятся экспериментировать
И именно поэтому хотели бы видеть в учителе человека, который поможет им не бояться совершать ошибки. Это очень классно на самом деле, хотя мы об этом даже не задумываемся.
И да, этим детям хочется обращаться за советом к преподавателям, но они не знают, как взрослые на это отреагируют. Все говорят, что нет диалога между учителями и подростками, но мало кто задумывается, что сами учителя не инициируют этот диалог. Они считают, что увлечения школьников — ерунда, хотя это тот мир, в котором ученики живут, и он для них важен.
«Если бы у учителя было меньше работы, то отдача была бы активнее»
Почему не все учителя находят общий язык с подростками? Я могу опираться только на то, что мне рассказывают сами дети. Например, приходит молодой учитель, который решает быть авторитарным. Он начинает притворяться и надевать маску «идеального» строгого преподавателя, хотя на самом деле он не такой человек. Тогда происходит надрыв в нём самом, а дети это видят. Они замечают фальшь на подсознательном уровне и не хотят идти на контакт, потому что чувствуют неискренность преподавателя.
Есть и другая крайность, когда молодой учитель, наоборот, переходит границу панибратства. Он прямо с порога весь такой хороший и добрый, товарищ и друг. Но зачастую такие учителя не могут удержать ситуацию без негативных последствий для учебного процесса.
Также я сталкивалась со стереотипом, что в первые два месяца дети вообще не должны подозревать, что преподаватель умеет улыбаться, а потом, когда они привыкнут к системе взаимоотношений, можно что-то смешное сказать или посмеяться со всеми. А ещё многие учителя считают, что ни в коем случае нельзя говорить со школьниками о чём-то другом, кроме школы.
Однако детям очень важно, чтобы их слышали и уважали их мнение
Иногда стоит дать им возможность направить ход урока или выступить с какой-то идеей. Учителю следует прислушаться к ним и показать, что он их слышит, потому что им это важно.
Может быть, учитель просто устал от школы. Возможно, у него такая нагрузка, что он не способен уже испытывать никакого соучастия, потому что измотан. Конечно, если бы у преподавателей было меньше работы, была бы моральная отдача, профилактика выгорания, то и эмпатия проявлялась бы активнее. Усталость не рушит диалог, а мешает учителю выйти на него с детьми, потому что у него просто нет на это времени и сил. Я думаю, что это краеугольный камень в вопросе построения хороших отношений.
Как найти общий язык с подростком:
- Учитель должен быть хорошим специалистом и прокачивать не только знание предмета, но и мягкие навыки. Важно заниматься самообразованием и быть интересным человеком. Когда чувствуешь, что ты отлично ориентируешься в теме, это становится огромным подспорьем, чтобы наладить диалог.
- Ключик к подростку — позиция «Мне не всё равно». Нужно уметь деликатно говорить с детьми, чувствовать, если в их жизни что-то происходит, поддерживать, а не осуждать и стыдить.
- Говорите с подростками про хобби и увлечения. Какие комиксы они любят читать, какие фильмы смотрят. Сами старайтесь быть живым человеком. Рассказывайте, что интересует вас, как это влияет на ваш мир.
- Педагогу важно уметь абстрагироваться и дистанцироваться от того, что школа — это только работа. Сделав это, получится начать взаимодействовать с учениками с точки зрения партнёрских отношений.
Автор: Анастасия Удалова