Найти тему

Воздух синей ткани

Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»
Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»

История появления сказки «Штора нянюшки Лагтон», первой книги для детей в «Подписных изданиях», может впечатлить любого библиофила. В сентябре 1924 года в гости к Вирджинии Вулф приехала ее племянница Энн Стивен. В это время писательница заканчивала свой четвертый роман «Миссис Дэллоуэй», но специально для девочки, как это бывало и прежде, сочинила короткую волшебную сказку. Сорок лет спустя в архиве Британского музея, где хранится рукопись «Миссис Дэллоуэй», нашли вложенный лист с этой сказкой. Она была издана в Англии в 1965 году под названием «Золотой наперсток тетушки Лагтон», а теперь впервые представлена русскоязычному читателю.

«Нянюшка Лагтон уснула. Всхрапнула могуче. Уронила голову, очки вздела на лоб и так вот устроилась у каминной решетки, палец торчком, на пальце ‒ наперсток; повисла иголка с длинной ниткой; храпела нянюшка и храпела, а у нее на коленях, целиком укрывая ей фартук, лежал громадный отрез расшитой синей ткани…»

Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»
Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»

Пока нянюшка Лагтон спит, синяя ткань становится воздухом, в котором оживает и приходит в движение ее вышивка. В этом, пожалуй, весь сюжет, но история выстроена не линейно, а как будто мерцает все новыми подробностями. Поэтому чтение сказки с ребенком превращается в череду вопросов, фантазий и догадок.

Сначала читатель встречает разных животных: слона и зебру, жирафа и тигра, антилопу и мандрила, и двенадцать сурков… Звери оглядываются по сторонам и идут на водопой (какая, должно быть, жажда, когда стоишь неподвижно), вниз по холму к озеру.

На соседнем холме по другую сторону озера, в городе Мильонтопотоль живут люди. Они вполне дружелюбны к животным: машут им руками из окон и подкармливают рогаликами с айвой и розовыми лепестками ‒ мартышки обожают рогалики.

Животные боятся великаншу Лагтон (вот он, сверкает, как солнце, ее золотой наперсток). Если бы звери знали, что сама она вздрагивает при виде какого-нибудь крошечного черного жучка…

Люди понимают, что животные заколдованы великаншей, ‒ и не жалеют для них рогаликов. А в славном городе Мильонтопотоль есть старая королева, генерал армии, премьер-министр и палач…

Ткань распускается цветами, зеленеет травой, покрывается мелкими камешками. «И вскоре все звери собрались у воды, кто-то пригнулся, а кто-то запрокинул голову. Ей ей, чудесное зрелище…»

Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»
Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»

«Сначала я придумал мир сна с красочными животными, ведь мы обращаемся к воображению ребенка, ‒ рассказывает художник книги Иван Сергеев. ‒ Нарисовал пробный эскиз ‒ иллюстрацию с головой великанши и завороженными зверями. Голова великанши ‒ самая высокая точка, я расположил ее на большом острове (здесь живут животные), а людей и город ‒ на малом. И тут нашлось место для моста. В итоге вышло, что мост, как всегда, является символом перехода из одного мира в другой: люди и животные, сон и явь».

Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»
Иллюстрация из книги «Штора нянюшки Лагтон»

По словам художника, иллюстрации получились «с ноткой грядущей беды»: все обитатели мира сна навсегда останутся в заточении, вшитые в узор на ткани. Благодаря Ивану Сергееву в книге появилась линия взаимоотношений девушки и огромного зверя с бивнями и длинной шерстью ‒ и вместе с ней надежда на свободу. Внезапно нянюшка Лагтон проснулась и снова взялась за иголку, но эти герои сбежали с синего отреза у нее на коленях.

***
Только кто же эта «зловредная великанша», нянюшка Лагтон, которая целыми днями шьет штору для гостиной миссис Джон Джаспер Гинэм?

В 1929 году было опубликовано эссе Вирджинии Вулф «Своя комната», созданное на основе двух ее лекций в женских колледжах Кембриджского университета. В нем она пишет, что «женщины миллионы лет сидели взаперти», их мир так или иначе был замкнут на домашних заботах. Вулф призывает читательниц путешествовать, фантазировать и заниматься творчеством, «развивая в себе привычку свободно и открыто выражать свои мысли; видя людей, какие они есть, а не только в отношениях друг с другом ‒ и небо, и деревья, и все существующее».

И тогда синяя ткань становится воздухом…

Ксения Зернина, филолог, журналист, педагог

___________________________________

-5

Вирджиния Вулф

«Штора нянюшки Лагтон»

Перевод с английского Шаши Мартыновой

Художник Иван Сергеев

Издательство «Подписные издания», 2022