“В народе говорят, что мать, у которой умер ребенок, до Преображения не должна вкушать яблок. Только после освящения плодов можно. А если съест раньше, то ее ребенку на том свете яблочка не дадут. Правда ли это?” На вопросы читателей отвечает священник Виктор Гавриш.
С богословской точки зрения, думать так - это значит приписывать Богу какие-то качества и свойства, ему не присущие. Бог - не жестокий, мстительный языческий божок, который может обидеться из-за нарушения какого-то обряда и из-за этого накажет, причем накажет невинное дитя. За грех одного будет страдать другой, да еще и на том свете - ну это совсем уже. Нельзя плохо думать о Боге.
С точки зрения исторической, так сложилось, что на Преображение освящался виноград. В Греции как раз поспевал урожай винограда и первые гроздья приносили в храм, благодарили Бога, эти гроздья винограда жертвовали для малоимущих. Изначальный смысл был таков, первый урожай не приносили в храм, чтобы освятить и унести с собой домой, а именно жертвовали - "поспел урожай и Тебе, Господи самое первое, самое лучшее". Но поскольку Богу от нас даров не нужно, мы отдаем это Его детям.
Когда христианство пришло на Русь, то, как аналог винограду, появилось яблоко. Потому что у нас виноград не растет, а ранние сорта яблок к Преображению уже поспевают. Кстати, логичнее было бы в храм приносить и освящать не яблоки и виноград из магазина, а огурцы, кабачки и перчики со своего огорода, выращенные своими руками.
Апостол Павел в своих посланиях пишет - "Не получает пользы тот, кто думает о яствах." Как раз там был спор - вкушать кошерную только пищу или вкушать можно любую, есть свинину или не есть. И Апостол Павел сказал, что тот кто не ест - пусть ради Господа не ест. А тот кто ест - ради Господа ест. У одного свобода во Христе, а у другого благоговение, страх нарушить. И ядущий да не укоряет не ядущего и наоборот. Если человек решил вкушать первые плоды своего урожая - ну и пусть вкушает. Если решил воздерживаться - он может для себя это правило соблюдать. Но не нужно требовать это от других.