Сегодня любые прогнозы уступят завтрашней реальности. И тем не менее...
Политический режим, утвердившийся в России с приходом В. Путина, следует определять как классический цезаризм.
Напомню, что цезаризм - политический режим, при котором авторитарная власть организуется на псевдодемократических принципах. Правитель, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объёме, сохраняет при этом для вида демократические учреждения и формально признаёт, что власть делегирована ему народом, который остаётся единственным сувереном.
Примерами кроме Цезаря (имя которого и дало название этому явлению) можно привести Наполеона III, который тоже как Путин начинал законно избранным президентом.
Очень важно понимать отличие цезаризма от тоталитаризма. Тоталитаризм требует всеобщей поддержки действующего лидера и его идеологии, отметает любые демократические институты и проникает во все стороны жизни.
Цезаризм ничего подобного не требует. Нельзя сказать, что его совсем не интересует мнение управляемых, нет, конечно. Но его больше интересует управляемость управляемых.
Поэтому когда говорят, что Путин – фашист, это не верно. Путин просто Наполеон. Причем Наполеон Третий.
Цезаризм, в отличие от классических форм правления, не имеет перспектив развития. Не может быть пост-цезаризма, гипер-цезаризма, нео-цезаризма и т.д.. Временные рамки цезаризма жестко ограничены сроком жизни самого Цезаря. Когда вся система власти закручена вокруг конкретной фигуры, выбывание этой фигуры разрушает саму систему.
Пережив временный цезаризм, государство неизбежно приходит к одному из классических вариантов внутреннего устройства исходя из результатов размороженной битвы кланов (а законсервировал и держал под контролем ее именно Цезарь, сделав себя непререкаемым арбитром всех споров) .
Не забываем, что цезаризм скрывает не просто противоречия, а противоречия катастрофического характера, как отмечал Грамши:
«Цезаризм является отражением такой ситуации, когда борющиеся между собою силы находятся в состоянии катастрофического равновесия, то есть такого равновесия, при котором продолжение борьбы может иметь лишь один исход: взаимное уничтожение борющихся сил»
Ну или одной из сторон.
Вспомним, какие конфликты заморозил (но не решил!) Путин.
Первый. Межнациональный. Наиболее ярко это выражено в отношениях с Чечней – де-факто самостоятельным государством со своей армией и внутренним законодательством. Подчиненное положение относительно России сохраняется лишь благодаря «личной унии» заключенной между В. Путиным и главой клана Кадыровых.
Ясно, что с уходом одной из сторон, вторая освобождается от данных ранее обязательств.
Вот первая точка – Кавказ. С одной стороны вроде явление локальное, но в свете той борьбы, которая развернется в Центре, фактор важнейший.
Второе замороженное катастрофическое противостояние - это противостояние между безусловными «ястребами» - имперцами и «пятой колонной», теми, кого называют «сислибами».
И в свете приближающего конца цезаризма эти силы потихоньку активизируются.
Так 3 августа в Государственной Думе зафиксирован факт судорожного подергивания конечностей этой жертвы цезаризма, свидетельствующий о просыпающейся внутренней гальванике этого симулякра парламента.
Прошло заседание т.н. группы по расследованию антироссийской деятельности (пока в сфере культуры) – ГРАД. Группу создала «Справедливая Россия», куда АП прошлой осенью слила Прилепина с его ЛНР-овскими и ДНР-овскими друзьями.
И первым в списке «антироссийских деятелей» оказался гендиректор Первого канала Константин Эрнст. А это уже фигура из подковерной колоды.
Это и подвело «инициативников», потому как даже изрядно деградировавшая АП и то встрепенулась и дала «ястребам» по рукам (или что там у ястребов?))
Кто сомневается, что после ухода Цезаря такие «Группы расследования» не начнут свою деятельность, пытаясь перетянуть на свою сторону как можно более существенные общественные силы?
Что расследовать сислибам? Например, можно создать группу по расследования причин провала СВО.
Короче, после Путина два разновероятных пути. Первый, в случае победы «ястребов» - классический тоталитаризм скорее всего поздне-сталинского, чем ранне-гитлеровского типа (слишком мало свободной энергии осталось в русским народе). Вероятность такого итога разрешения внутренних противоречий сбрасывать со счетов не стоит, однако цезаризм и так уже завел маятник в эту сторону достаточно и усталость народа от отчуждения от управления собственной страной уже очень сильна.
Второй путь куда вероятней. Это выбор магистрального пути развития человечества – «усиление» человека, усложнение человека, всесторонняя эмансипация человека до степени соответствия нарастающей сложности задач технического развития.
Да, придется избавиться от «самых медленных верблюдов» в лице Чечни и, скажем, Тувы (я когда-то предрекал, что Третья Чеченская война будет ЗА отделение Чечни). Да, придется отказаться от имперских амбиций, которые уже не по плечу 100 миллионам пожилых, уставших от истории людей.
При этом чем бы не закончилась борьба непримиримых противников, борьба эта в любом случае будет очень жестокой и отнюдь не парламентского характера.
Очень уж давно у нас цезаризм, очень уж многим конфликтам большим и малым он не дал своевременно разрешиться.