В Крыму живу уже почти 20 лет. Много интересного узнала и узнаю сейчас об этом удивительном полуострове. Интересно все! От камушка до самых больших вершин. Впечатляет Крым и другими достопримечательностями, которые возникали и продолжают возникать по волею случая. Много встречала фото Тарханкутского маяка, слышала от знакомых о своеобразной красоте полуострова Тарханкут, но никак не могла представить, что и степь может оставить такие впечатления. Но не а природных феноменах сегодня. Хочу поделиться историей Тарханкутского маяка.
История маяка уходит в средние века. В те времена жители Крыма были заняты активной торговлей. Но многие суда вынуждены были проплывать мимо полуострова. Причиной тому было то, что моряки побаивались Тарханкута. Они его называли «Мысом Бурь». На то были свои основания. В этих местах очень часто господствовали сильные шторма. Погода регулярно менялась. Все это вместе с рельефными берегами, которыми славится мыс, создавали для моряков серьезную опасность. Но надо было как-то исправлять сложившуюся ситуацию. И вот, в 1814 году, в целях обеспечения безопасного мореплавания в этих краях, было задумано соорудить Тарханкутский маяк. И в скором времени он здесь появился. Это произошло в 1816 году.
Маяк представляет собой белую каменную башню, находящуюся в 15 саженях от берега моря. Высота башни в позапрошлом столетии составляла от основания до вентилятора 125 футов (1 фут - 0.3048 м). В 1851 году маяк располагал 13 лампами с рефлекторами.
В 1862 году освещение маяка было улучшено и распространялось на расстояние 12,4 мили (миля -1852 м).
В 1883 году маяк обзавелся и противотуманной сиреной, которая пришла на помощь колоколу, а в 1934-м здесь впервые заработала радиоточка. Правда, это новшество заработало в полную меру только через несколько лет, когда на судах стали появляться приемники и передатчики.
По данным Лоции Черного и Азовского морей за 1903 год на маяке находился осветительный прибор типа «огонь-молния» первого разряда для газированного керосина, снабженный колпачком накаливания. Во время тумана подавался звук пневматической сирены слышимостью на расстоянии 5-6 миль или производился двухударный звон в колокол с интервалами до трех минут.
Маяк был обнесен каменной оградой, внутри которой размещались три дома для маячной прислуги. При маяке находилась телеграфная станция для передачи по назначению поступающих с проходящих судов сигналов (по международному своду).
Интересно, что во время Великой Отечественной войны маяк мог перестать существовать. В это страшное время, когда в Крым пришли немцы, маяк работал до последнего. Но когда фашистам удалось подобраться совсем близко к маяку, было решено эвакуировать всех работников и оборудование. Это стало известно из рассказа контр-адмирала Л.И Митина. По его словам, когда все работники маяка ушли на оборону, фашисты хотели уничтожить маяк. Они заложили взрывчатку и даже подожгли бикфордов шнур, но по счастливой случайности поблизости оказались два жителя поселка Оленевка – Василий Гузенко и Александр Карнаух. Они пробрались на территорию маяка, увидели злополучный шнур и перерезали его. Так маяк был спасен.
К слову, Тарханкутский маяк и поныне продолжает указывать путь кораблям вдоль западного побережья Крымского полуострова.
#историятарханкутскогомаяка #полуостровтарханкут #тарханкутмысбурь #историякрыма