Чередуя личную для себя классику и современную прозу, я решил ознакомится с небольшой повестью, которую автор позиционировала как автобиографию лирического героя, вернее сказать, героини.
Главную героиню зовут Женя Щетинина, а «лирическая» она только для меня оттого, что любит писать стихи и, только благодаря им, хоть как-то рефлексирует в окружающем жестоком мире, находя успокоение своей подростковой поэтической душе.
«Литеродура» Юлии Линде (в названии авторский окказионализм, а не опечатка).
Вначале я думал, что это будет просто критическая статья от меня об этой книге и о том, как она мне понравилась. А книга мне действительно понравилась!
Сюжет в ней довольно незамысловатый – Женя живёт в весьма распространённой в современных российских реалиях семье – «ребёнок/ мама / бабушка», потому, что её отец героически погиб в Чеченской войне, защитив собой от взрыва весь остальной отряд. Жене в память о нём осталась только его посмертная звезда героя, да немногочисленные рассказы от бабуши. Её отец – Евгений (дочь назвали в честь него) всегда был человеком, для которого справедливость стояла на первом месте. Ею он руководствовался всю жизнь и даже в последние минуты, не подозревая, что где-то там далеко у него родилась дочь, которую он никогда не видел. И не увидит…
Женя живёт стихами. Кроме этого она любит читать, ходит в элитную гимназию, перманентно ощущая себя куском г… ой, простите, белой вороной. Друзья-одноклассники хоть и восхищаются её талантом, однако всё равно поглядывают на девочку свысока. Скажу сразу – повесть не очень богата на события: единственный движ – поездка Жени вместе с мамой и одноклассниками на экскурсию в другой город, а в остальном – это мысли вслух, как позитивные, так и отрицательные.
Как я уже сказал, Юлия Линде задумывала повесть, как автобиографию героини, и ею она по сути и является, а точнее – кратким рассказом о себе на литературный конкурс, который, как вы уже поняли, получился далеко не кратким.
Анализируя прочитанное, могу уверенно сказать – «Литеродура», как исповедь подростка, в этом плане выдержана как по форме, так и по содержанию. Живой разговорный язык придаёт повествованию приятный шарм, в какой-то момент я даже забыл, что читаю книгу, поскольку такого «погружения» уже давно не испытывал. Повеселил сленг героини, типа «ф топку», «выпей йаду» и прочее. Эта книга действительно – редкий пример, когда просторечные выражения скорее хорошо, чем плохо. Персонаж умело проработан, а потому очень быстро перестаёшь обращать внимание на прочие огрехи всего произведения.
А теперь, собственно то, что заставило меня написать эту статью: критика общественности. Нет, есть и положительные отзывы, даже много, но то, что позиционируется некоторыми, как минус, просто туши свет…
В рецензиях к повести «искушённые» (кавычки не просто так) читатели обвинили Женю в ватничестве. Да-да, именно в ватничестве! Героиня постоянно думает о своём отце, принесённой им жертве и о том, как важно быть патриотом своей страны. Патриотизм звучит и в её творчестве, хотя окружающие: одноклассники, участники местного литобъединения и даже родня твердят ей, что в наш век разочарования и космополитических настроений среди молодого поколения писанина Жени, мягко говоря, «не в тренде».
Я могу сказать одно: те, кто высказывает подобные мысли наверняка увидели себя в этой повести – в одноклассниках Жени и её «коллегах по перу». Я сам далеко не патриот, чего греха таить? Однако одна мысль не давала мне покоя и не даёт теперь – благодаря таким людям, как Евгений Щетинин наш мир окончательно не слетел с катушек, а Женя Щетинина помогла мне, наконец, понять, почему не следует забывать о войне. «Если забыть об ужасах войны, то сразу начнётся новая…»
Финальным аккордом повести звучит отрывок из жениной поэмы, который она отправила на конкурс. Меня, признаюсь, очень тронуло…
Потому я рекомендую вам ознакомиться с повестью. Воспринимайте её, как крик души без претензий на высокую литературу. А мне можете поставить лайк и прогнать телегу в комментариях, если уже читали сие творение.
Всем до скорой встречи!