Наткнулась здесь, на Дзене, на статью, в которой при разборе Паратова в фильме Рязанова утверждалось, что он Абсолютное Зло. Прямо вот так, не больше и не меньше. Меня такая характеристика, мягко говоря, удивила. Он мне никогда не казался не то что абсолютным злом, а даже злом микрорайонного масштаба. На мой субъективный взгляд, он, главным образом, марионетка, которую легко и непринужденно дергают за нужные ниточки Кнуров и Вожеватов.
Мне всегда казалось, что именно они спровоцировали все то представление, которое Паратов разыгрывал во второй серии фильма. Правда, финал был, мягко говоря, не такой, каким его планировали реалисты Кнуров и Вожеватов. Не учли они тонкие материи в виде ненужных эмоций, слез, соплей, истерик и ревности. Но это уже другой вопрос.
Кто же такой Паратов? Островский характеризует его "блестящий барин". И да, он вполне себе блестит: сорит деньгами, въезжает на пристань на коне, перетаскивает брички из лужи на сухое место, косплеит на вечеринках Вильгельма Телля со стаканом на голове вместо яблока и т.д и т.п. Чем не звезда? В глазах не особо искушенных барышень, цыган, бурлаков, снятых с острова "робинзонов" - звезда. Даже Карандышев вполне себе им восхищается. В сцене, где они пили коньяк на брудершафт, это особенно заметно, когда пьяный Карандышев поворачивается к Ларисе и жестами показывает: смотри, какой человек меня поцеловал! Мягков в этой сцене был гениален.
В общем, Паратов действительно звезда. Но в глазах людей, которые ощутимо ниже его по положению.
А что же его собственный круг общения? Купцы, деловые люди? Как они воспринимают его? Вспомним беседу Вожеватова с Кнуровым:
- С шиком живет Паратов.
- Уж чего-чего, а шика предостаточно!
Тут явно читается: да что он еще может-то, позер!
Да, для них он позер, а впоследствии он становится и полным лузером: довел ситуацию до того, что движимое и недвижимое имущество надо спасать, не спас, поэтому обменял комиссарское тело и лицо на гипотетический (кто банкрота подпустит?) доступ к золотым приискам. Попрыгуний-стрекозел, одним словом. Для серьезных людей - никто. Именно поэтому при покупке пароходов Вожеватов явно "кидает" Паратова на деньги. И Кнуров в курсе и одобряет: "Дешево "Ласточку" покупаете, так с барышей-то можно!"
Полагаю, если бы не пароходы в первую очередь и не Лариса во вторую, ни Кнуров, ни Вожеватов не почесались бы приехать на пристань для встречи "дорогого Сергейсергеича".
Там же на пристани был первый заход с их стороны по поводу Ларисы. "Лариса Дмитриевна замуж выходит. Так мы у ее жениха обедаем", - сообщает ему Кнуров, а Вожеватов с ехидцей смотрит, как же Паратов отреагирует на то, что на девушке, которая тащилась от него, как удав по стекловате, женится другой.
И Паратов пытается сохранить лицо (неудачно), демонстрируя, что ему-то эта барышня, воспитанная в доме со "свободным обращением" вообще не уперлась: "А я ведь чуть было на Ларисе не женился. Вот бы людей насмешил!"
Разумеется, со стороны Кнурова и Вожеватова - это провокация. У них на Ларису определенные виды. Они уже подробно обсудили "бедную девушку, которая за дураком-мужем или опошлится, или погибнет", поговорили про "дорогой бриллиант, требующий дорогую оправу и хорошего ювелира", честно признались, что жениться на подобной девушке "не каждый захочет, да и не каждый способен", а вот взять ее в качестве приятного дополнения в гипотетическую поездку на выставку в Париж - это с удовольствием. Но для осуществления этого удовольствия нужно, чтобы Лариса снизила планку с "я честная девушка" до "я честная содержанка". А для этого необходимо, чтобы Лариса лишилась иллюзий и... девственности. И они оба на роль "лишателя" совершенно не подходят, так как а) она сейчас им по доброй воле просто не даст и б) не по доброй воле брать нельзя, ибо ехать в париж с барышней, испытывающей к тебе не благодарность, а ненависть, не особо приятственно. Нужны им выяснения отношений, вроде тех истерик, которые у Достоевского Настасья Филипповна закатывала Тоцкому, который как раз и лишил ее всего этого, вместо походов по ресторанам и активного отдыха в номерах? Очень сомневаюсь. Выход у них был один: тихо-мирно ждать, пока Ларисе осточертеет Карандышев и жизнь в том Задрипанске, куда он собирался везти ее после свадьбы. Но это могло значительно растянуться во времени, а ведь никто не молодеет: ни они, ни, что важнее, она. А ведь свежее куда приятнее пожухшего! И тут так удачно вернулся Паратов, который потерял все: деньги, свободу, "Ласточку" и, как оказалось, доведенную до кондиции девушку. Разумеется, он поскакал доказывать всем и себе в первую очередь, что уж какую-то там бабу он вернет в любой момент.
Ему, кстати, вполне было достаточно Ларисиного признания в любви в доме Огудаловых и унижения Карандышева на званом ужине. Он, может быть, и думал о каком-никаком продолжении банкета. Но думать и осуществить - разные вещи. А вот Кнурова с Вожеватовым его пассивность не устраивала от слова вообще. Именно поэтому, когда Паратов сказал им, что можно выдвигаться на "Ласточку", Кнуров с Вожеватовым заметили, что "не весела будет поездка без Ларисы Дмитриевны".
И тут же посетовали: "но возможно ли это?", словно расписываясь в собственном бессилии повлиять на ситуацию. И Паратов радостно повелся на слабо, желая продемонстрировать свое превосходство над ними хоть в этом: "В мире нет ничего невозможного, как говорят философы!" И рванул соблазнять Ларису. На этом моменте в фильме была примечательная сцена, как Вожеватов изобразил тростью вслед уходящему за Ларисой Паратову удар, будто кием посылал шар в лунку. Катись мол, голубчик.
Тот и катился.