Найти тему
Мимокрокодил*

Паратов: зло или марионетка?

Наткнулась здесь, на Дзене, на статью, в которой при разборе Паратова в фильме Рязанова утверждалось, что он Абсолютное Зло. Прямо вот так, не больше и не меньше. Меня такая характеристика, мягко говоря, удивила. Он мне никогда не казался не то что абсолютным злом, а даже злом микрорайонного масштаба. На мой субъективный взгляд, он, главным образом, марионетка, которую легко и непринужденно дергают за нужные ниточки Кнуров и Вожеватов.

Мне всегда казалось, что именно они спровоцировали все то представление, которое Паратов разыгрывал во второй серии фильма. Правда, финал был, мягко говоря, не такой, каким его планировали реалисты Кнуров и Вожеватов. Не учли они тонкие материи в виде ненужных эмоций, слез, соплей, истерик и ревности. Но это уже другой вопрос.

Кто же такой Паратов? Островский характеризует его "блестящий барин". И да, он вполне себе блестит: сорит деньгами, въезжает на пристань на коне, перетаскивает брички из лужи на сухое место, косплеит на вечеринках Вильгельма Телля со стаканом на голове вместо яблока и т.д и т.п. Чем не звезда? В глазах не особо искушенных барышень, цыган, бурлаков, снятых с острова "робинзонов" - звезда. Даже Карандышев вполне себе им восхищается. В сцене, где они пили коньяк на брудершафт, это особенно заметно, когда пьяный Карандышев поворачивается к Ларисе и жестами показывает: смотри, какой человек меня поцеловал! Мягков в этой сцене был гениален.

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

В общем, Паратов действительно звезда. Но в глазах людей, которые ощутимо ниже его по положению.

А что же его собственный круг общения? Купцы, деловые люди? Как они воспринимают его? Вспомним беседу Вожеватова с Кнуровым:

- С шиком живет Паратов.

- Уж чего-чего, а шика предостаточно!

Тут явно читается: да что он еще может-то, позер!

Да, для них он позер, а впоследствии он становится и полным лузером: довел ситуацию до того, что движимое и недвижимое имущество надо спасать, не спас, поэтому обменял комиссарское тело и лицо на гипотетический (кто банкрота подпустит?) доступ к золотым приискам. Попрыгуний-стрекозел, одним словом. Для серьезных людей - никто. Именно поэтому при покупке пароходов Вожеватов явно "кидает" Паратова на деньги. И Кнуров в курсе и одобряет: "Дешево "Ласточку" покупаете, так с барышей-то можно!"

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

Полагаю, если бы не пароходы в первую очередь и не Лариса во вторую, ни Кнуров, ни Вожеватов не почесались бы приехать на пристань для встречи "дорогого Сергейсергеича".

Там же на пристани был первый заход с их стороны по поводу Ларисы. "Лариса Дмитриевна замуж выходит. Так мы у ее жениха обедаем", - сообщает ему Кнуров, а Вожеватов с ехидцей смотрит, как же Паратов отреагирует на то, что на девушке, которая тащилась от него, как удав по стекловате, женится другой.

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

И Паратов пытается сохранить лицо (неудачно), демонстрируя, что ему-то эта барышня, воспитанная в доме со "свободным обращением" вообще не уперлась: "А я ведь чуть было на Ларисе не женился. Вот бы людей насмешил!"

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

Разумеется, со стороны Кнурова и Вожеватова - это провокация. У них на Ларису определенные виды. Они уже подробно обсудили "бедную девушку, которая за дураком-мужем или опошлится, или погибнет", поговорили про "дорогой бриллиант, требующий дорогую оправу и хорошего ювелира", честно признались, что жениться на подобной девушке "не каждый захочет, да и не каждый способен", а вот взять ее в качестве приятного дополнения в гипотетическую поездку на выставку в Париж - это с удовольствием. Но для осуществления этого удовольствия нужно, чтобы Лариса снизила планку с "я честная девушка" до "я честная содержанка". А для этого необходимо, чтобы Лариса лишилась иллюзий и... девственности. И они оба на роль "лишателя" совершенно не подходят, так как а) она сейчас им по доброй воле просто не даст и б) не по доброй воле брать нельзя, ибо ехать в париж с барышней, испытывающей к тебе не благодарность, а ненависть, не особо приятственно. Нужны им выяснения отношений, вроде тех истерик, которые у Достоевского Настасья Филипповна закатывала Тоцкому, который как раз и лишил ее всего этого, вместо походов по ресторанам и активного отдыха в номерах? Очень сомневаюсь. Выход у них был один: тихо-мирно ждать, пока Ларисе осточертеет Карандышев и жизнь в том Задрипанске, куда он собирался везти ее после свадьбы. Но это могло значительно растянуться во времени, а ведь никто не молодеет: ни они, ни, что важнее, она. А ведь свежее куда приятнее пожухшего! И тут так удачно вернулся Паратов, который потерял все: деньги, свободу, "Ласточку" и, как оказалось, доведенную до кондиции девушку. Разумеется, он поскакал доказывать всем и себе в первую очередь, что уж какую-то там бабу он вернет в любой момент.

Ему, кстати, вполне было достаточно Ларисиного признания в любви в доме Огудаловых и унижения Карандышева на званом ужине. Он, может быть, и думал о каком-никаком продолжении банкета. Но думать и осуществить - разные вещи.  А вот Кнурова с Вожеватовым его пассивность не устраивала от слова вообще. Именно поэтому, когда Паратов сказал им, что можно выдвигаться на "Ласточку", Кнуров с Вожеватовым заметили, что "не весела будет поездка без Ларисы Дмитриевны".

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

И тут же посетовали: "но возможно ли это?", словно расписываясь в собственном бессилии повлиять на ситуацию. И Паратов радостно повелся на слабо, желая продемонстрировать свое превосходство над ними хоть в этом: "В мире нет ничего невозможного, как говорят философы!" И рванул соблазнять Ларису. На этом моменте в фильме была примечательная сцена, как Вожеватов изобразил тростью вслед уходящему за Ларисой Паратову удар, будто кием посылал шар в лунку. Катись мол, голубчик.

изображение взято из открытого доступа
изображение взято из открытого доступа

Тот и катился.