Найти тему
TechInsider

Блокбастеры манипулируют сознанием, чтобы удерживать внимание. Как это возможно?

Оглавление

Кинодеятели в XXI веке уже сильно реже борются за художественную ценность своего произведения и чаще - за его общую окупаемость после релиза. А для этого необходимы особые техники и технологии по управлению человеческим вниманием. Узнайте один из главных секретов Голливуда.

    Блокбастеры манипулируют сознанием, чтобы удерживать внимание. Как это возможно?
Блокбастеры манипулируют сознанием, чтобы удерживать внимание. Как это возможно?

Год за годом в массовом киноискусстве все больше превалирует фактор окупаемости фильмов, а не, к примеру, их художественной изощренности.

Так, индустрия чаще обращается к манипулятивным техникам для контроля внимания неискушенного зрителя: на помощь приходят и особенности человеческих психологии и сознания, и новые технологии, позволяющие отслеживать направление взгляда людей во время сеанса.

  unsplash.com
unsplash.com

Вы смотрите кино - и кино смотрит вас

Пример: в начале фильма «Железный человек 2» 2010 года есть впечатляющая последовательность действий, где персонаж Тони Старк (актер Роберт Дауни мл.) встречает злодея картины Ивана Ванко, русского ученого-мошенника в костюме робота и с электрическими кнутами. Это происходит на Гран-при Монако, Ванко разрезает кнутами машины Формулы-1, а в одной из них - Старк. Зрители в ожидании.

Тим Смит, специалист по зрению и психолог из Лондонского университета, показал данные 75 человек, когда те смотрели сцену из упомянутого фильма. Камера отслеживала движения их глаз, а программное обеспечение создавало покадровую тепловую карту. Когда Смит воспроизвел клип с наложенной тепловой картой, красная горячая точка точно следовала за действием — люди сосредоточились на сражающихся супергероях.

   Сцена из «Железного человека 2»MARVEL STUDIOS (IRON MAN 2) / TOBII TECHNOLOGY (EYE TRACKING DATA)
Сцена из «Железного человека 2»MARVEL STUDIOS (IRON MAN 2) / TOBII TECHNOLOGY (EYE TRACKING DATA)

Манипуляция

Джон Фавро, режиссер «Железного человека 2», поделился секретом - «Все, на что вы смотрите, реально, а все, на что вы не смотрите, — подделка». По словам Фавро, сцена была снята на парковке в Дауни, недалеко от Лос-Анджелеса. Лодки в гавани были созданы с помощью компьютерной графики, как и толпы на трибунах вдоль гоночной трассы.

«Мы постоянно рассчитываем, где, по нашему мнению, будет находиться взгляд аудитории, и как привлечь его к этой области, и расставляем приоритеты в кадре», — сказал Фавро. «Лучший инструмент для создания визуальных эффектов — это мозги зрителей», — сказал он. «Люди будут сшивать вещи вместе, чтобы они имели смысл».

«Визуальное восприятие похоже на непрерывный поток, но это не так», — объясняет Тим Смит, - На деле мы смотрим на одну вещь за раз, собирая немного информации здесь, затем перемещаем взгляд, чтобы получить немного информации там. Затем каким-то удивительным образом наш мозг сшивает все эти кусочки вместе, чтобы создать цельный опыт".

Так, возможность киноделов понимать, куда смотрит человек в той или иной сцене и направлять его взгляд, является существенной ступенью в контроле фактора случайности: тем самым индустрия все лучше создает ощущение реальности в художественном контексте. Подобная манипуляция помогает удерживать в долгосрочной перспективе внимание людей.