Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Варианты построения глобального мира (16.02.2022)

В основе попыток глобализации, объединения человечества лежат естественные процессы и потребности: стремление к доминированию, целесообразность и выгода концентрации ресурсов, уничтожение конкурентов и многого другого, что является частью природы человека. С другой стороны, устойчивое многообразие и вариативность противостоят объединению.

Колебательные процессы создания и распада больших стран характерны для всей истории человечества. По мере роста плотности и связанности, размер и устойчивость (сравнение по обоим факторам) таких объединений увеличивался. Последние тридцать лет речь шла о планете, процессы достигли всего человечества. В настоящее время маятник пошел вспять, но нет сомнения, что через некоторое время (2050е годы) произойдет очередная попытка глобализации, если только мир не сможет остановиться в устойчивом Триполярном положении, но это уже другая история.

Конкретных вариантов глобализации громадное количество, многие черты и проявления показаны в утопиях / антиутопиях, художественной литературе. Их всех можно разделить на две группы: «глобальный мир для всех» и «глобальный мир для избранных», внутри групп меняются лишь детали, декорации и выгодополучатели.

Для лучшего понимания – Коминтерн / СССР строил «глобальный мир для всех», современный Запад – «глобальный мир для избранных». Практически любой религиозный проект так же строит «глобальный мир для избранных».

Построение мирового сценария «глобальный мир для избранных» является искомым и желанным пределом развития для правых по взглядам проектов (частное превыше общественного). Как правило, разговор идёт про сочетание следующих черт:

  • ️возрождение ранее существовавших социально-общественных форм в новых декорациях: неофеодализм, цифровое рабство, новое кастовое общество и др.;
  • ️формирование естественного, изначального, устойчивого и максимально непреодолимого разделения между элитами и населением: социальное, интеллектуальное, физическое и др.;
  • ️изменение природы человека и человеческого общества: начиная от психики и мышления, заканчивая биологией и появлением новых видов (вплоть до – магия приходит в мир).

Практически не встречаются сценарии, что не являются повторением, реинкарнацией реконструированных исторических общественных формаций, разве что построения в рамках появления коллективного, роевого иерархического разума, где происходит отчуждение воли у рядовых индивидов (90% современников и сейчас так живут…).

Противоположным являются варианты «глобального мира для всех», для которого характерна комбинация:

  • ️создание утопического и/или легендарного общества равенства (мезолит, разные формы меритократии);
  • ️изменение социально-психологических принципов в обществе / природы человека (отсутствие передачи преференций по наследству, необъективности, единое понимание рациональности, ответственность), путем воспитания «новых людей» в детстве или контроля и навязывание принципов «новых людей» всю жизнь;
  • ️власть лучших и/или отсутствие иерархии (работают принципы только малой группы, практически полностью отсутствует дистанция власти);
  • ️всеобщее равенство: только изначальных возможностей или без привязки к результатам индивидуальной деятельности;
  • ️запрет на любые устойчивые формы разделения внутри человечества, резкое снижение значимости идентичностей, многообразия.

Проблемой «глобального мира для всех» становится исчезновение диалектических и триалектических противоречий, что снижает потенциал для адаптации к резким изменениям и скорость развития. В качестве очень редких вариантов всеобщего благоденствия можно выделить равенство не для индивидов, а для общностей – семья, род, коммуна и т.д., внутри которых сохраняются привычные нам отношения и неравенство, но такие формы будущего редки в утопиях.

Таким образом, в основе двух противоположных направлений построения глобального мира лежит запрос на изменение природы человека (биология и психика), для правого варианта (частное выше общего) – жесткое закрепление и упрочнение сложившегося неравенства, для левого (общее выше частного) – преодоление тяги человека к формированию неравенства.

И, да, несмотря на сложность задачи, у правых много больше шансов и ресурсов для успеха, как всегда и было в истории…