Слово Цензура в нашей стране - сродни ругательному. На слуху «Царская Цензура», «Советская Цензура», «Западная Цензура». Во всех словосочетаниях сокрыт гневный либеральный протест, желание – ЗА-ПРЕ-ТИТЬ этого зверя, Цензуру! Либералы всегда являли себя большими мастаками в деле запрета Цензуры. Якобы, во все времена, все таланты, гении мучительно страдали от неё. И свет очей наших – Александр Сергеевич Пушкин – якобы, по мнению либеральных литературоведов, тоже был измучен царской Цензурой. Страдал от оков, цензорских ограничений. Так нам, порой, внушали ещё недавно. А на самом то деле, наш гений, вопреки мнению либеральной толпы, весьма профессионально и уважительно относился к принятым обществом правилам поведения в любом творчестве, то, бишь, к Цензуре. Вот одно из его высказываний (В конце этой статьи вы прочтёте и другие):
«…не хочу, прельщённый мыслью ложной, Цензуру поносить хулой неосторожной.»
А.С. Пушкин.
А вот высказывания Фёдора Михайловича Достоевского о противниках Цензуры, о либералах: "Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы".
И ещё:
"Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу". "Наш русский либерал, прежде всего лакей, и только и смотрит, как бы кому-нибудь с запада сапоги вычистить". Ф.М. Достоевский. Будто сегодня написал о либералах!
Цензура. Вязкая тема. Нужна? Не нужна? Считаю, что нужна! Цензура очень нужна! Попытаюсь обосновать свою позицию, солидарность с великим русским поэтом.
Википедия. Цензу́ра (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») Система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях - частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.
По мне, это определение Цензуры – весьма разумно. Видим, что гнобить Цензуру – нельзя! Ибо, если нужен порядок в чём-то, то нужен и надзор за соблюдением этого порядка. Нужны некие «управленческие вожжи». (Тут либералы всех мастей сразу встрепенулись, протестно заржали дикими голосами и ринулись на Болотную площадь!).
Но, продолжим изучать Википедию:
«Цензура — неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды».
Как благостно, правдиво звучат эти слова о необходимости и важности Цензуры в жизни «любого государства». Но, с грустью и тоской вспоминаю, что среди нас, россиян, давно живёт, эдакое, гнусное сообщество иноверцев, которому всё правильное и хорошее в жизни человека покоя не даёт. Это – выше упомянутые либералы. Они, либералы, нагло стараются приватизировать право выражать «общественное мнение», они бесстрашно выступают от имени «прогрессивной общественности» и «российской интеллигенции». При этом, к духовным ценностям и мировоззрению большинства россиян их взгляды не имеют никакого отношения. А Цензура - правила поведения в печати, искусстве, жизни, для них – кость в их горле. Ну, не могут либералы не жечь глаголом сердца людей! Какие нормы морали, нравственности, законы природы, когда жечь всё время хочется. И, разумеется, без проклятой Цензуры. И особенно хочется жечь-зажигать-поджигать на нашем либеральном телевидении. Именно это, высоко интеллектуальное и нравственное российское телевидение, развлекает нас, убогих людей русской культуры, свадебным кортежем с похоронным катафалком, в котором царственно, на месте гроба возлёживает абсолютно безнравственная, убогая личность – недавний претендент на должность Президента России - К. Собчак и её жених, аморальный гений театральной режиссуры К. Богомолов. Именно на нашем либеральном ТВ бесконечно журчит смесь тупости и пошлости – Дом-2, Comedy Club и площадная брань – Stand Up. А как обеспокоено наше бесцензурное либеральное телевидение духовным, нравственным воспитанием детей! И здесь, о, радость! Гора самоцветов! Лучше не надо! - гениальная находка – бесценный мультфильм о маленькой девочке-вампире по имени Ви! Какой подарок нашим малышам - рассказ о том, как родителей вампиров и их крошку вампира – девочку Ви - нужно адаптировать к жизни в человеческом мире. Заботливые родители вампиры и добрые друзья должны помочь девочке вампиру понять, как важно гордиться своей индивидуальностью!
Родители, папы и мамы, россияне! Давайте определимся – какого человека мы хотим вырастить из нашего российского ребёнка, малыша? И что для этого мы должны ему предлагать в смысле информационных потоков, книг, мультфильмов, театральных и эстрадных представлений. Наше либеральное ТВ с нами в этом тончайшем, благородном деле? Нет, россияне! Наше ТВ, порой, не только не с нами, но и явно – против нас, против русских людей, против русской культуры! Оно варится в зарубежном, запатентованном бульоне. И платит большие деньги за эти патенты, за информационные наркотики для россиян!
«Человек подобен колбасе, чем его начинят, то он в себе и носит». Козьма Прутков.
Студентом кафедры Высшей Нервной Деятельности МГУ я проходил практику в Институте Психиатрии АМН СССР. Врачи психиатры нас знакомили, в частности, с пациентами буйного отделения. Когда сейчас смотрю российское ТВ, у меня, порой, возникает ощущение, что многие руководители российского ТВ – «выпускники» этого отделения, бывшие его пациенты. Перестройка сняла с них смирительные рубашки. Но, у этой разновидности обиженных Богом и природой людей, есть защитная аура, вернее, дубинка, которой они отмахиваются от здорового большинства, населяющего мир, нашу страну. Эта дубинка называется «Свободой Слова».
Википедия. Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Приехали. Хитро придумано. «Мели Емеля, твоя неделя». И, никакие публичные власти, то, бишь, государство, не могут тебе мешать гордо нести любую околесицу в народные массы, даже, если она аморальная, безнравственная, антигосударственная.
Всё в этом определении понятия «Свобода слова», пахнет жареным для либералов, вкусняшками пахнет, лихой удалью. Сразу кривая улыбка Гозмана в ореоле правдолюба возникает в смрадных клубах серы. (Свят, свят, свят!) А вокруг Гозмана единоверцы роем жужжат – Сванидзе, Галкин, Сытин, Надеждин, Макаревич, Д. Быков, Невзоров, Ахиджакова с Собчак и Богомоловым… И это уже не рой, а большая стая шептунов-говорунов! Им почти удалось совсем недавно, с помощью «Свободы Слова», искоренив Цензуру, уничтожить нас, россиян, нашу страну.
А ведь Цензуру следует рассматривать как дорожную карту, позволяющую без проблем доехать из пункта "А" в пункт "Б". Да, в советское время было много "гаишников-цензоров», много запрещающих знаков дорожного движения. Кому-то это мешало. "Правила дорожного движения" всегда будут кому-то мешать ездить так, как ему хочется. Но, без правил, без «гаишников-цензоров», возникнут аварии, пробки, хаос на информационных каналах-дорогах. Мы, работающие в советское время, знали все законы и правила поведения советской цензуры и, потому, она нам не мешала говорить и писать то, что мы считали нужным говорить и писать.
В то, подзабытое советское время, я многие годы работал Специальным корреспондентом в правительственной газете «Известия», Заместителем Главного редактора в самом крупном советском Издательстве «Знание", Главным редактором журнала «Техника и Наука», был Членом редколлегии журнала «Советская литература». (В 1990 году невольно изучал американскую Цензуру, работая в Сан-Франциско Главным редактором ежедневной американской газеты "Русская Жизнь"). Я хорошо помню цензорский холодок за спиной, когда писал свои тексты, или редактировал чужие. Помню «вызовы на ковёр» в Отдел Пропаганды ЦК КПСС, к моим цензорам, кои учили меня профессиональной жизни в печатной пропаганде, в издательском деле. Помню постоянные визгливые крики либеральной интеллигенции: "Цензура! Цензура! Везде Цензура! В театре, кино, литературе, живописи!"
Да, была советская Цензура со всеми её плюсами и минусами. Я знаю её вкус. Но, при этой Цензуре жила и расцветала великая советская литература, театр, журналистика, живопись, кинематограф! В советской культуре при советской Цензуре именно и происходило всё то, о чём сейчас мы ностальгически скулим. Без должной Цензуры многое, лучшее в нашей культуре, мы сейчас потеряли. Думаю, навсегда!
Сталинское время. Советское время. Сцена. На сцену выходит певица - Шульженко или Зыкина, например. Зал замирает, ибо, ждёт – сейчас зазвучит музыка! Песня! Зрители услышат проникновенные слова песни! Зрители ждут божественных звуков, потаённых смыслов, которые напитают их душу возвышающей силой, желанным светом, прозрением. И свет возникал. С первых звуков. И вошёл в нашу русскую душу. Навсегда!
Вернёмся на современную сцену. Сцена празднует триумф Свободы Слова! Безумные световые и шумовые эффекты, (всё, как «у них»!), микрофонный «фанерный» ор, полуголые подтанцовщицы, тупо дёргающиеся подтанцовщики, шквал отупляющего шума, в котором музыка, слова, смыслы, «сигнал» - намеренно загублены. Какое отношение этот сценический бедлам имеет к русскому, многонациональному, богатейшему искусству? Зачем нам киркоровщина?! Всё это фантасмагорическое сценическое богатство-убожество нам принесли из-за забора, для рабов. Рабов воспитываем! Многих манкуртов, не помнящих родства своего в российской культуре, уже создали. Опросы открывают нам глаза. Страшно становится жить, понимая, какая смена нам растёт, уже выросла. Сердюковы будут командовать армией, Кудрины и Чубайсы экономикой, Медведевы или Собчаки сядут в президентское кресло и… далее, по списку. Лоботомия страны. Пока ещё – великой.
Нам всем нужно вернуться к информационным фильтрам, к государственной Цензуре на всех уровнях. Нужно отсечь шум от сигнала. Зёрна от плевел. Нельзя жить без Цензуры, без Идеологии, без надежды хотя бы на некую духовность, правду и справедливость, хотя бы на тень от этих смыслов, на их подобие.
А история возникновения цензуры такова. В Древнем Риме существовала должность цензора, которую учредил в 434 году до нашей эры политик и военачальник Эмилий Мамерк. Занимающий эту должность должен был производить перепись имущества граждан и следить за архитектурой и искусством — в них не должно было быть ничего, что могло оскорбить императора. Цензоров избирали до 81 года нашей эры, после их полномочия получил император.
В России цензура появилась в XI веке, когда Христианская церковь установила список не рекомендуемых к прочтению книг. Первый и главный шаг к отмене этого режима сделал Петр I: он разрешил печать и распространение светских книг на территории России, отобрал монополию на цензуру у церкви.
Завершила формирование цензурного аппарата Екатерина II. В первую очередь она ввела должность цензора и подписала указ, согласно которому все книги перед печатью должны пройти редактуру в специальном учреждении — Доме Цензуры. Императрица разрешила и перевод иностранных книг на русский язык, но только после их проверки на возможное пагубное влияние. Подписанные Екатериной II постановления соблюдали вплоть до распада Российской империи.
Вот вам и истоки возникновения Царской Цензуры, Цензуры вообще, столь ненавидимой либералами всех мастей и всех времён. Была ли она жестокой? Царская? Советская? Она была профессиональной, решала возложенную на неё задачу. Иначе, с чего бы это А.С. Пушкин столь часто и доброжелательно отзывался о той самой Царской Цензуре, вернее, о механизме сего действа. Вот вам его многочисленные высказывания о необходимости Цензуры:
«Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось… Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедают разврат, рассеивают личную клевету, или кои целию имеют распаление чувственности приапическими (возбуждающими низменные инстинкты) изображениями…»
«Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно. Мысль! великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом. … Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи, хотя строки оной начертаны пером, а не тиснуты станком типографическим. Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это даже его благодетельная сторона».
«Законы противу злоупотреблений книгопечатания не достигают цели закона: не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое…»
И всё это о Цензуре «произнёс» Пушкин! Бедные либералы…
В конце статьи хотел бы на одном примере упомянуть о младшей сестре Цензуры – Критике. Критика – весьма милое создание. Без неё, как и без Цензуры – жизни нет.
Первый вариант этой картины Кончаловский написал в 1932 г. В печати сразу же появилось множество критических статей, карикатур и на автора картины, и на саму картину. Вы видите – не без повода. Но, это была не Цензура, а её младшая сестра – Критика. Читай – диалог со зрителем. Беседа. После критики, Кончаловский долго и мучительно дорабатывал полотно. Последняя версия - 1944 г. Явно - живописная, одухотворённая поэзия слышна во втором варианте. Без излишнего натурализма, скабрезности. Без столь неосторожного раздевания нашего гения. Критика была права. Цензура не понадобилась. А время было советское, сталинское. Либеральная страшилка не работала.