Детали важны, особенно в изобразительном искусстве. Опытные мастера способны без единого слова или звука, небольшим штрихом или предметом, расположив его в определенном контексте, рассказать нам целую историю. Для внимательного зрителя картины на стенах музеев могут открыть портал в огромный и захватывающий мир тайных смыслов и запрятанных века назад посланий. Но мы предлагаем вам сегодня зайти в этот мир, сидя на удобном диване или кресле.
Для путешествия мы выбрали для вас две картины, которые вы можете посмотреть в высоком качестве на экранах своих ТВ: одна от нашего соотечественника, а вторая – из-под палящего солнца Испании. Скорее всего, обе вы раньше видели, но догадывались ли вы обо их скрытых смыслах ? Давайте проверим 👇
🎨 Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Почти каждый, кто был в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге вряд ли прошел мимо этого монументального полотна размером 4,5 на 6,5 метров. Его Карл Брюллов наполнил целой россыпью личных историй не только свидетелей последнего дня древнеримского города, но и своих. Вооружайтесь увеличительным стеклом, биноклем, либо просто откройте картину в высоком разрешении по этой ссылке
Желательно это сделать на дисплее, который способен выдавать UHD-картинку, а также хорошо передавать цвета и оттенки, например, отлично подойдут ТВ Toshiba OLED X8900KE и C450KE.
Итак, что там с картиной?..
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи, который находился недалеко от современного Неаполя. Или все не совсем так? Если быть уж совсем точным, то на картине изображено разрушение не самого города, а некрополя, то есть кладбища. Здания вокруг героев картины – мавзолеи и гробницы. В те времена некрополи находились за городскими стенами, поэтому самих Помпей на холсте мы толком и не видим.
Раскопки на месте древнего города начались еще в 1748 году и продолжались до середины XX века. В 1824 году на раскопки прибывает старший брат Карла Брюллова Александр. Говорят, что именно он подсказал идею для картины.
Место, которое изображено на картине существует в реальности. Это с точностью воспроизведенный кусочек улицы Гробниц у Геркуланских ворот Помпей. Брюллов подолгу стоял там и смотрел на Везувий, представляя то, каким был последний день города.
Судя по всему, он настолько проникся этим местом и трагедией, что как будто бы сам стал соучастником событий. Поэтому на самой картине есть автопортрет художника, который спасает от огня самое ценное – кисти и краски. Сможете найти?😉 Ищите тут и оставляйте ответы в комментариях.
На картине есть один исторический персонаж, имя которого мы точно знаем. Плиний Младший в правой части картины уговаривает обессилевшую мать идти дальше. Он был очевидцем катастрофы и описал ее в своих письмах к историку Тациту. Именно его голос из прошлого подробно рассказал Брюллову о том, что видели жители города перед гибелью.
Задание для внимательных
А теперь предлагаем челлендж. Уже нашли автопортрет художника? Справа от себя Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову, с которой часто посещал развалины города. Но одного раза ему показалось мало. Поэтому он воплотил ее образ на картине 4 раза. Предлагаем вам найти их все🔍
Кстати, сделать это на большом экране со сверхчетким разрешением 4К было бы намного проще 😉 Как и искать тайные послания в других полотнах. Поэтому после прочтения не забудьте заглянуть в М.Видео и выбрать свой идеальный Toshiba TV. Тем более, что до конца августа там скидки на все ТВ 💰
🎨 Диего Веласкес, «Менины»
Диего Веласкес, звезда Золотого века испанской живописи, отличался особой любовью к скрытым символам и прочим «пасхальным яйцам», которыми щедро наполнял свои картины. «Las Meninas», наверное, можно считать воплощением этой страсти художника. В этом легко убедиться, если самому поискать тайные смыслы, заключенные в этой картине.
В левой части мы видим автопортрет автора. Это единственный автопортрет Веласкеcа, который дошел до нас. 57-летний художник как будто бы о чем-то догадывался, когда работал над полотном, поэтому изобразил себя лет на 15 помоложе. Чтобы потомки запомнили его именно таким 😊
Как думаете, сколько еще людей помимо себя здесь изобразил мастер?🤔 «Менины» – это групповой портрет 11 людей. На заднем плане висит не что иное, как зеркало, где отражаются король Филипп IV и его супруга Марианна Австрийская, чьими глазами зритель как будто бы смотрит на происходящее.
Зная это, можно сделать вывод о сюжете картины. Художник писал потрет монаршей четы, когда в мастерскую зашла принцесса вместе со свитой посмотреть на работу мастера, либо поговорить с родителями. И это событие так впечатлило Веласкеса, что он решил посвятить ему отдельную картину. Но все не совсем так.
❎ Во-первых, не был найден портрет Филиппа IV с супругой с такой же композицией, как у отражения в зеркале за художником.
❎ Во-вторых, обычно монархов и их супругов даже для совместных портретов рисовали по отдельности.
❎ В-третьих, можно прикинуть, что холст перед Веласкесом размером примерно 3 на 3 метра. И только одна его картина тех лет подходит под такой размер. Вы сейчас ее рассматриваете. То есть на «Менинах» Диего Веласкес запечатлел себя за работой над «Менинами». Вот такая вот рекурсия. Получился настоящий «Behind The Scenes» эпохи Барокко.
Что еще скрывает картина?..
Полотно таит еще много деталей, которые могут нам рассказать разные истории. Например, о том, что Диего Веласкес был тот еще бунтарь, ведь до него никто не дерзнул изобразить себя на одной картине с королевской семьей.
Или, например, историю Марии Барболы, женщины-карлика в темном платье, которую, вопреки всем канонам того времени, мастер изображает в гордой позе, в парадном облачении, демонстрирующей зрителю орден, которым ее наградил король. Диего Веласкес воспринимал придворных шутов как равных, ничуть не хуже особ «голубых кровей», населявших королевский двор. Им он посвятил целую серию портретов, изобразив с не меньшим достоинством, чем аристократов. Вот, например, тут.
Или же история ордена Сантьяго, который появился на груди Веласкеса спустя несколько лет после написания картины. По легенде его собственноручно дорисовал Филипп IV, но мы думаем, что его добавил сам Диего, уж больно схож оттенок красного с другими элементами картины (а в то время краски в магазине не продавали, каждый художник мешал свои собственные).
Все это наводит нас на мысль, что «Менины» справедливее назвать «автопортретом Диего Веласкеса», который запечатлел себя за привычным делом и зашил внутрь полотна частичку своего мировоззрение и отношение к жизни.
И напоследок 😉
Сможете расшифровать все 112 пословиц, изображенных Питером Брейгелем на картине «Фламандские пословицы»? Или отыскать ноты на самом неожиданном месте в калейдоскопе сюжетов «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха? Заметите ли, что «Черный квадрат» Малевича совсем не черный и не квадрат? Найдете ли Гоголя на картине Александра Иванова "Явление Христа народу"?
Не сомневаемся, что да. Кстати, делитесь своими находками в комментариях!👇
Для этого не обязательно посещать все музеи мира, ведь в сети сейчас выложено много репродукций картин в высоком разрешении.
Но для того, чтобы заметить все нюансы цвета, освещения и не пропустить ни одной детали рассматривайте произведения искусства на новых телевизорах Toshiba. OLED-дисплей моделей X8900KE и QLED C450KE обладают высокоточной цветопередачей, в то же время гибкие настройки яркости позволят «высветлить» тёмные области репродукций, чтобы лучше рассмотреть все элементы.
Пора открыть «цифровой музей» в своей гостиной! вместе с ТВ Toshiba! Не забудьте подписаться на наш 🚀Telegram канал и узнайте больше и возможностях ТВ, которые выходят далеко за рамки просто просмотра фильмов.