Недавно я проводила аудит объекта на возможность внедрения систем автоматизации и диспетчеризации.
К тем, кто не в теме - небольшая справка.
На промышленных и коммерческих объектах для оперативного реагирования на тревожные ситуации, а также для записи, архивирования и анализа обстановки внедряются различные системы верхнего уровня.
В том числе - и системы автоматизации и диспетчеризации.
Там, где крутятся большие деньги, данные системы внедряются давным-давно. Даже в советские времена многие предприятия обладали современными комплексами АСУ ТП.
В настоящее время, по специфике своей работы, я сталкиваюсь с тем, что подобные комплексы, пусть и не такого масштабного характера, как АСУ ТП огромного предприятия, имеют право на существование.
Владельцы бизнеса, которые оптимизировали инженерные системы (электрика, отопление и вентиляция, контроль доступа в помещения и др.), еще 10-15 лет говорившие о том, что диспетчеризация им не нужна, начали понимать её преимущества.
Как пример:
Во время аудита одного из объектов на юге страны (тепличное хозяйство) руководство никак не могло решить, внедрять ли им систему автоматизации и диспетчеризации? И если внедрять, то какие системы необходимо мониторить.
За пару месяцев переговоров в одной из отдаленных теплиц случились перебои с системой водоснабжения. Насосные станции проработали вхолостую и вышли из строя. Цена одного насоса, со слов руководства, - порядка 1 500 000 рублей.
По словам службы эксплуатации, их задача - раз в сутки обходить каждый корпус хозяйства для осмотра нормального режима функционирования инженерных систем. То есть, вместо автоматизации - локальный сбор информации в ручном режиме.
В общем, систему диспетчеризации так и не внедрили: средства перераспределили на замену насосного оборудования. Да и началась пандемия с её самоизоляцией. Вылеты и общение между специалистами стали под запретом. Как сейчас обстоят дела в том хозяйстве - неизвестно.
Если бы в хозяйстве была внедрена система диспетчеризации, то оператор увидел бы сигнал некорректной работы насосов на АРМ диспетчера и успел дистанционно отключить вхолостую работающие насосы.
Поэтому сейчас, особенно после пандемии с её удаленным графиком работы, спрос на системы автоматизации и диспетчеризации, заметно вырос.
Ну, и понятно, прежде, чем внедрять, необходимо оценить масштаб затрат.
Так вот: во время аудита последнего объекта я столкнулась с тем, что существующие инженерные системы обслуживают достаточно возрастные специалисты (65-70 лет).
Причина в большом количестве возрастных работников - небольшая заработная плата на предприятии. Молодые люди с опытом работы уезжают работать в Москву. И региональное предприятие вынуждено брать пенсионеров.
А у них хоть и есть знания, но также уже присутствует замедленная реакция, которая дает о себе знать во время аварийных событий. Вплоть до несчастных случаев.
И внедряя комплекс автоматизации, руководство инженерных служб вполне отдает себе отчет: предприятие столкнется с тем, что возрастные работники не захотят / не смогут перепрофилироваться на обслуживание современного комплекса.
А молодежь едет за длинным рублем в Москву...
В том числе и та молодежь, которая по призванию могла бы лечить и учить в регионах (читать - тут).
И отток специалистов из регионов в города - миллионники уже много лет несет ярко выраженный характер.
А ведь и наличие возрастных работников когда-нибудь может закончиться. Потому что пенсионеры советской выучки, что ни говори, обладают не самыми плохими знаниями. Учили в Советском Союзе все же на совесть.
Вот и можем иметь на выходе: современную работающую диагностирующую систему, а работать с ней будет некому...
P.S. убедительная просьба ко всем читающим и комментирующим: избегать ненормативной лексики и личностных оскорблений. Давайте менять мир взаимоотношений и начинать с себя! Пусть вокруг нас станет немного чище и светлее.