Найти тему
Бизнес — легко!

Как получить электронную подпись для налоговой и какой носитель удобнее?

Оглавление

Цифровизация услуг госорганов позволяет гражданам решать вопросы оперативнее, не тратя ни времени на посещение учреждений, ни денег на отправку документов по почте. В том числе в электронном формате налогоплательщикам доступны услуги ФНС РФ.

Взаимодействие налогоплательщика и ФНС проходит через «Личный кабинет» на сайте ФНС.

Для того, чтобы пользоваться функционалом личного кабинета налогоплательщику нужна электронная подпись. Налоговая с помощью электронной подписи убеждается, что пользователь имеет право на получение конфиденциальной информации, в т.ч. составляющей налоговую тайну.

Также с 01.01.2021 г. российские организации и ИП обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде, т.е. электронная подпись потребуется не только физлицам, но и предпринимателям.Рассмотрим, как получить электронную подпись (ЭП).

Где и как выпустить ЭП для налоговой

Физлица, ИП и представители юридического лица, действующие по доверенности, могут выпустить ее в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах в своем населенном пункте или в налоговой.

Для налогоплательщиков г. Москвы выпуск доступен в Межрайонной ИФНС №46, жители других регионов должны обратиться в налоговые по месту нахождения. Перечень тех ИФНС, кто выпускает электронные подписи в регионах, размещен на портале ФНС РФ.

-2

Процедура получения ЭП в налоговой проста:

  • заявитель должен взять с собой флэш-накопитель, паспорт, СНИЛС и знать номер своего ИНН;
  • при получении ЭП по доверенности, потребуется предоставить оригинал доверенности;
  • в налоговой получить талон на выпуск ЭП и дождаться своей очереди;
  • сотруднику ИФНС предоставить накопитель и документы;
  • подписать заявление (бланк выдаст сотрудник ИФНС);
  • получить обратно флэш-накопитель с записанной на нем ЭП.

Процедура выпуска займет всего 2-3 минуты, без учета времени ожидания в очереди.

Отметим, что флэш-накопитель это не обычная флэшка, а специальное защищенное устройство (JaCarta‑2, Рутокен, eToken, Рутокен ЭЦП 2.0 и др.), на которое устанавливается сертификат электронной подписи.

Теоретически ЭП можно записать и на простую флешку. Но ключ ЭП в этом случае не защищен, что несет риск хищения подписи и использования ее третьими лицами.

Поэтому, чтобы оградить себя от мошенников и хищения информации, рекомендуется использовать защищенные носители. Приобрести их можно в т.ч. на нашем сайте.

Срок действия ключей ЭП -15 месяцев. Услуга по выпуску КЭП в налоговой – бесплатная.

Как войти в личный кабинет с помощью ЭП и что делать при блокировке

После получения ЭП с ее помощью можно авторизоваться в личном кабинете на портале ФНС и начать пользоваться электронными услугами.

Предусмотрены отдельные вкладки в зависимости от категории налогоплательщика:

  • физлица;
  • ИП;
  • юридические лица.

Выбрав свою категорию, затем выбирается носитель (флэш-накопитель) после чего функционал личного кабинета доступен.

Если ЭП заблокирована, убедитесь в том, что срок ее действия не истек. Если со сроком все в порядке, причинами блокировки может стать:

  • несовпадение региона прописки руководителя компании;
  • недостоверность юридического адреса;
  • внесение изменений в ЕГРЮЛ;
  • отсутствии подтверждения владения ЭП от владельца.

Для разблокировки ЭП нужно обратиться в ФНС и уточнить причину. Возможно, ЭП придется перевыпустить.

Если вы забыли пароль от ЭП, выпускается новая подпись и задается новый пароль. Техподдержка ФНС не поможет восстановить утерянный пароль, поскольку его задавал сам пользователь и это секретная информация. Поэтому при утрате пароля поможет только смена ЭП.

Если срок действия ЭП истекает, действие подписи можно продлить. Сделать это можно за 30 дней до окончания срока ее действия, обратившись в удостоверяющий центр или в налоговую. Если срок уже истек, продление ЭП невозможно, потребуется перевыпустить новую подпись.

Если возникли вопросы по установке или пользованию КЭП, можно обратиться:

  • в техподдержку на сайте ФНС РФ;
  • к своему оператору ЭДО;
  • в Единый контакт центр ФНС РФ по номеру 8 800 222 22 22.