Пять лет назад редакция YA62.ru приезжала в Ряжск с инспекцией и сделала неутешительные выводы – город стал аутсайдером турнирной таблицы райцентров, поразив журналистов нижайшим уровнем благоустройства и равнодушным отношением чиновников к местным жителям и городскому хозяйству.
Прошло время, в Рязанской области сменился губернатор, и мы снова посетили Ряжск, чтобы посмотреть, изменилось ли там хоть что-то в лучшую сторону.
Спойлер: есть улучшения, но на свет вылезли новые масштабные проблемы, которые пока никак не решаются.
Парки и их фонтаны
В центре Ряжска – попытка заговорить на красивом: лавочки, фонтанчик, инсталляция «Я люблю Ряжск». Вокруг урбанистического оазиса расставлены торговые площади с уродливыми баннерами. К одному из киосков прилеплена деревянная сцена. После площади из земли торчит ржавая труба, накрытая искореженным металлическим листом. Местные говорят, в эту трубу на Новый год втыкают елку.
– Фонтан заработал! Мама дорогая! – искренне удивляются ряжские активисты, которые согласились устроить нам экскурсию по городу. – Это к вашему приезду сделали. Приезжайте к нам почаще. Вчера видела, как чистили его, сегодня вот включили. Никогда до этого не работал. Наверное, выключат после визита губернатора.
Местные рассказывают, что центральная площадь – одно из немногих мест в городе, где можно погулять. И предлагают проехать в Железнодорожный парк, чтобы показать его благоустройство. Прошло уже два этапа работы над парком, и в целом людям нравится, что пространство приведено в порядок. Но некоторые детали вызывают у людей вопросы. Например, опил деревьев. Местные жалуются, что многие взрослые деревья спилили, оставив пеньки, о которые можно убиться, если не заметить. Вдоль одной из беговых дорожек и вовсе стоят березы, спиленные до половины. В том же парке после благоустройства качели установили прямо в грязь, и случается, что дети падают в лужу. Но больше всего вопросов вызывает установленный, неработающий и уже начавший разваливаться фонтан.
– Почему в парке не работает фонтан? – спросили мы у главы Ряжского района Андрея Насонова.
– Потому что они его сломали, – ответил глава. – Фонтан ставился не за счет бюджетных средств. Был человек, тогда предприниматель, сейчас он мой зам, сам он десантник. К празднику он сделал этот фонтан. Установка внутри него была небольшая. Люди стали лазить купаться в фонтане, хулиганы выкидывали из него эту установку. Сломали.
– Но в центре города же фонтан работает.
– Ну, вот, запустили к вашему приезду. Но приедете через две недели – он уже не будет работать. Потому что сломают.
– Что же делать? Чинить!
– Чинить. Не знаешь, чего чинить: фонтаны или дороги.
Дороги и «арифметика Васи Пупкина»
Местные власти обвиняют ряжских активистов в том, что те необъективны и все время только критикуют администрацию. Это не так. Жители города отметили, в частности, что с дорогами в Ряжске стало за последние пять лет получше. Во всяком случае, центральные улицы уже не выглядят как оборонительные сооружения.
От читателей мы получили целый список дорог, которые нуждаются в ремонте. Для оценки масштаба разрушений приводим список улиц: на Красной и Мичуринской нет тротуаров; на Матросова нет дороги и освещения; в переулке между Новоряжской и Спортивной, Макарова, Весенней нет дороги; Береговая и Луговая не ремонтировались более 30 лет; на улице Первомайской местным предложили софинансировать строительство тротуара; улица Сокольники частично разбита; Лесопарковая, Загородная, Ямская, Набережная, Весенняя, Малиновая, Ленина, Почтовая, Речная, Полевая, Бирюзова, Фруктовая, Спортивная – описаны словами «жесть», «звездец» и «даже пешком сложно пройти».
– Чтобы говорить о ремонте дорог, надо знать «арифметику Васи Пупкина». В Ряжске на балансе стоит 98 км дорог, плюс районные, итого примерно 120 км. Чтобы дороги были в нормативном состоянии, нужно делать ремонт примерно раз в пять-шесть лет. 120 делим на шесть и получаем 20 км дорог надо ремонтировать ежегодно. Стоимость одного километра – 12 млн рублей. Значит, ежегодно на ремонт дорог нужно тратить 240 млн рублей. В утвержденном в этом году бюджете мне на дороги выделили 10,5 млн. То есть даже на один километр не хватит.
По словам Андрея Насонова, район ежегодно участвует в региональных программах, откуда частично получает деньги на ремонт дорог. На данный момент в 2022 году отремонтированы переулок Свердлова в Ряжске и улица Первомайская в селе Дегтяное. В городе будут отремонтированы улица Строителей с частичным заходом ремонта во дворы и переулок между улицами Горького и Энгельса.
Глава района отметил, что если в бюджете остаются сэкономленные средства, то они тоже чаще всего направляются на ремонт дорог.
Проводы путепровода
Но есть в Ряжске и по-настоящему дорогая во всех смыслах слова дорога – платный путепровод. Почитать подробнее об этой многолетней проблеме можно по ссылке, а вот краткий пересказ событий.
Ряжск поделен пополам железной дорогой. В городе есть два железнодорожных переезда, по которым можно проехать из одной части в другую, – так называемые 314-й км и 312-й км. Естественно, когда подходит состав, переезды перекрываются и причиняют неудобства горожанам. Иногда это длится минуты, иногда часы. И местные уже давно просили у властей проблему решить. Решение здесь может быть одно – строительство путепровода над железной дорогой. И изначально ряжцам обещали, что это для них будет совершенно бесплатно. А потом, когда инвестор уже начал строить мост, людей поставили перед фактом – придется платить. И, чтобы никто не вздумал поехать по бесплатной дороге, переезды решили полностью перекрыть.
Люди выразили протест и своими действиями обратили на проблему взор региональных властей.
Одной из последних реакций было заявление министра транспорта Рязанской области Вадима Решетника о том, что регион готов выкупить путепровод у подрядчика и сделать его бесплатным для людей.
Местные говорят, что новой информации об этом с тех пор не появилось, а глава Ряжского района на поставленные вопросы не отвечает.
Нам ответил.
– Переговоры по этому вопросу ведутся постоянно. Курирует вопрос Беленецкий (зампред правительства Рязанской области – Прим. ред.). В пятницу, 3 июня, было очередное заседание. Сейчас принято судебное решение по примыканию путепровода к дороге, и подрядчик оспаривает это. Малков еще не делал по поводу путепровода никаких заявлений, хотя он понимает, что вопрос надо решать. Но для того, чтобы его решить, нужно сперва сторонам договориться в суде. Правительство готово выкупить, только нужно определиться с ценой. Те товарищи решали: первый раз назвали сумму, потом второй раз оценку сделали. Суммами я не оперирую.
По словам Насонова, путепровод доделан не до конца и есть ряд нюансов, в том числе которые рассматриваются в суде. До сих пор стоит вопрос с примыкающей дорогой. И правительство области рассуждает так: если в этом месте нужно еще дорабатывать, значит, это стоит денег, и их нужно вычесть из стоимости моста, заявленной подрядчиком.
О конкретных сроках решения вопроса пока говорить невозможно. Вопрос с путепроводом не решен.
Город без горячей воды
Ряжск, как и любой город, состоит из микрорайонов. В каждом есть своя котельная. Строились они предприятиями Ряжска, ими же использовались и обслуживались. Предприятия потребляли львиную долю горячей воды, оставшаяся распределялась жителям. После 1994 года предприятия стали закрываться. Котельные были переданы в собственность муниципалитета. В течение отопительного сезона люди жили с отоплением и горячей водой. Но с мая по октябрь горячей воды вот уже почти 30 лет жители не видят.
– Нам говорят, что подаваться горячая вода может, только когда котельная работает на всю мощность с отоплением, а без него – оборудование не позволяет, – рассказали жители. – Многим, у кого позволяют финансы, поставили дома индивидуальные нагреватели, но они есть не у всех. К тому же наши квартиры не приспособлены для таких устройств, и люди ставят на свой страх и риск. А потом мы в новостях читаем, как то тут, то там квартиры в многоэтажках взрываются.
Жители отмечают, что, несмотря на отсутствие горячей воды, счета за коммуналку приходят немаленькие. В том числе в квитанциях круглогодично есть строка «обслуживание горячего водоснабжения».
– И тут на отчете министров мы слышим, что, оказывается, в Ряжске была реконструкция котельных и теперь круглый год в дома можно подавать горячую воду, – отмечают активисты. – Но тут же появилась иная риторика: якобы среди жителей провели опрос и все высказались против горячей воды, потому что это слишком дорого.
По словам жителей, местные власти заявили, что кубометр горячей воды летом обойдется людям в тысячу рублей.
О какой реконструкции котельных шла речь на публичном отчете министров, с трудом понял даже глава Ряжского района Андрей Насонов. Но что бы там ни заявляло региональное министерство, горячей воды летом в Ряжске как не было, так и нет.
Глава Ряжска проблему признаёт. Говорит, что котельные действительно нельзя включать без отопительной нагрузки, так как давлением рвет трубы и горят котлы. Насонов отметил, что это было доказано наглядно в 1996 году: тогда решили дать горячую воду летом и котельная вышла из строя.
– Я пришел на должность с обязательством перевести все котлы на автоматику, которая будет следить за безаварийной работой, – прокомментировал Насонов.
По его словам, это как раз и есть та реконструкция, о которой говорилось на отчете министров.
– Вопрос с горячей водой можно решить. В каждом микрорайоне есть тепловые станции, и вот на них нужно ставить газовые котлы, которые будут обеспечивать жителей водой. В 2012 году это оборудование стоило 76 млн рублей. Сейчас около 150 млн. При доходах района в 240 млн я этого сделать не могу. С вопросом приходится выходить на область, но воз и ныне там.
Еще одним вариантом решения проблемы глава называет концессию. Говорит, в Ряжск даже уже зашла компания «Теплотехника», которая готова была взять на себя обязательства по обеспечению жителей горячей водой в летнее время. Однако в условиях сегодняшней действительности они не могут завезти иностранное оборудование. Поэтому вопрос временно заморожен.
При этом Насонов отмечает, что концессия – это тоже лотерея и зачастую большие риски.
Как вариант, можно еще дождаться соответствующей федеральной программы. Но можно предположить, что в России вряд ли много городов, не обеспеченных горячей водой. Ситуация, которую власти Ряжска не смогли решить в течение 30 лет, в рейтинге позора крепко занимает первое место.
Как вам наша речка?
– Была чистейшая полноводная рыбная река, – рассказывают местные о реке Хупте, с грустью глядя на нее с моста. – А сейчас что? Заросла вся. Рыбы нет, болото одно. Ни порыбачить, ни искупаться. Пляжей на ней тоже нет – чтобы отдохнуть, за город ездим.
Хупта – главная водная артерия Ряжска. Как и все реки в России, она подведомственна Министерству природопользования страны. Такое подчинение весьма удобно местным властям, которые не обязаны следить за состоянием водоема.
В 2014 году была проведена чистка Хупты, после чего она с еще большей силой заросла кустами и водорослями, превратившись практически в болото. К середине лета река представляет зрелище весьма жалкое. А потому ряжские активисты не устают требовать у местных чиновников заняться водоемом.
Отметим, что за пять лет река стала выглядеть хуже.
По словам Андрея Насонова, руководство Ряжска регулярно просит вышестоящее начальство о выделении денег на строительство плотины на Хупте, однако финансирование не выделяется. Своими же силами регулярно очищать реку, говорит, не получается. И вот почему:
– В советское время председатель сажал перед собой глав предприятий и говорил: с тебя трактор, с тебя это и это. Так, совместными усилиями, реку и прудили. А сейчас я кому так скажу? У всех на машинах «ГЛОНАССы» стоят. Да и организаций таких почти не осталось. Любое мое действие – и 44 ФЗ (закон о госзакупках. – Прим. ред.). Я буду делать действия, которые мне не предписаны. И куда я завтра пойду? В тюрьму. Поэтому мы обращаемся в минприроды. У меня целые папки с этими обращениями.
По словам главы района, в стратегии развития Рязанской области запланирована очистка Хупты. Фирма из Ярославля уже выиграла тендер на исследование состояния реки.
Мусорные точки
Свалки мусора вокруг контейнеров и без них – то, что сразу бросается в глаза при поездке по Ряжску. Это чувство дежавю осталось еще с поездки пятилетней давности. И за годы мало что изменилось в этом направлении. И это притом, что в регионе появился целый организованный мусорный оператор.
На одну точку с мусором на краю улицы Сокольники нас даже пригласили посмотреть. Рассказали, что мусор не вывозят уже два месяца. Правда, к приезду журналистов свалка чудесным образом испарилась.
– Два часа сегодня с утра трактора работали, – рассказала местная жительница, показывая чистую мусорную площадку. – И баки, и всё вокруг. Но это ничего, я вам сейчас еще две помойки покажу.
Одна свалка оказалась в двух шагах от мусорных баков, вторая – возле многоквартирных домов. Не удалось властям предусмотреть такой поворот событий. Более того, вся территория под наземными коммуникационными трубами представляет собой сплошной многолетний мусор. Не убирали его, вероятно, десятками лет, и он уже практически превратился в компост. Земля, на которой лежит мусор, – муниципальная. Но чиновники не спешат выходить в Сокольники на субботник.
– Проблема у всех такая, не мы одни, – комментирует мусорную ситуацию Насонов. – Раньше техника работала только у меня в районе, а сейчас, с приходом регоператора, она ездит еще и в Ухолово, и в Александро-Невский районы. Региональный оператор деньги собирает, а контейнеры и площадки мы должны поставить. И вывозит оператор потом только мусор с площадки. А люди и рядом складывают. Сейчас вот решили ставить контейнерные площадки побольше и приучить население, чтобы рядом не складывали. Потому что с контейнерной площадки регоператор убирает в рамках тарифа, а рядом – за дополнительные деньги. В этом месяце у меня уже закончились деньги, заложенные на дополнительную уборку в течение года.
«Не знаю, кто сломал, улыбаясь говорю я»
По архитектуре Ряжск хочется назвать купеческим городом. Она прячется где-то под дешевым сайдингом и уродливыми торгашными вывесками. Многие жители города, которые писали в редакцию обращения, начинали письма со слов о том, как они любят свой город. Но вот обычному дикому туристу здесь и посмотреть-то не на что.
Разве что на руины бывшего винного склада, который в советское время перепрофилировали в консервный завод.
– У меня мама там работала, я и сама часто забегала туда, – рассказывает местная жительница, глядя на фасад здания красного кирпича. – В здании была удивительная инфраструктура для сотрудников, вплоть до того, чтобы были душевые кабины. А сырье для консервов из помывочного цеха доставлялось наверх на специальных лифтах.
Консервный завод производил разносолы, грибные закрутки и, конечно же, самую вкусную в мире кабачковую икру…
– Да ужасная она была, – смеются местные. – Горькая, масла слишком много. Но здание все равно жалко.
В нашем материале пятилетней давности мы писали о том, что здание собираются снести. В этот раз нам удалось выяснить причины и подробности.
– Здание это из местной собственности было выкуплено частным лицом, – рассказывает глава Ряжского района. – Насколько нам известно, он гражданин Франции. Найти его не представляется возможным. Когда он только приобрел здание, был выполнен проект реставрации. Этот человек хотел, вероятно, восстановить. Что сейчас делать с этим зданием? Переводить по суду обратно в собственность муниципалитета? Куда я с ним денусь? К тому же рядом школы. Дети стали залезать туда, один мальчик упал. В общем, было принято решение. Не знаю, кто сломал, улыбаясь говорю я.
По словам Насонова, официального решения о сносе здания консервного завода не было. Но оно уже и так на 70% разрушено. И если оно само рухнет, вероятно, местные власти не будут против.
Еще вопросы. ЗАГС
Глава Ряжского района рассказал о решении еще одной проблемы, о которой уже не первый год говорят горожане, – о переезде ЗАГСа из похоронного бюро в другое здание.
– Мы нашли выход. И 1 июля здание муниципальной собственности будет передано безвозмездно органам ЗАГСа, – заявил Насонов.
Правда, о каком именно здании идет речь, он не стал говорить. И добавил, что местным активистам оно тоже может не понравиться. В общем, интрига сохранится до 1 июля.
Железнодорожная больница
Местные отдельно обозначили проблему потенциального закрытия железнодорожной больницы, которая сейчас обеспечивает порядка 6 тыс. ряжцев медицинской помощью. Люди отмечают не только высокий профессионализм врачей этой больницы, но и человеческое отношение к пациентам. По словам местных, в железнодорожную больницу приходят даже прикрепленные к другому медучреждению. Однако несмотря на жизненную необходимость, уже не первый год ходят слухи о скором закрытии больницы, так как РЖД освобождается от балласта, а регион не готов взять ее на баланс.
– Мы написали в ЦУР, нам сказали, что ответ по поводу больницы придет от минздрава. Ждем, – пожимают плечами жители.
Люди требуют, чтобы губернатор региона услышал их и помог сохранить медучреждение.
Хоккейная коробка и детский пляж
Вот такие спортивные в Ряжске жители. По словам обратившихся, городу не хватает хоккейной коробки – хоккейная команда вроде как есть, а кататься приходиться ездить в Кораблино.
Детский пляж, говорят, тоже необходим, потому что в жару с малышами и отдохнуть негде. Относительно благоустроенный лягушатник на так называемой «Территории здоровья» популярностью среди ряжцев не пользуется.
За пять лет стало хуже или лучше?
Этот вопрос мы задали и жителям Ряжска, и главе администрации. Вот какие ответы мы услышали.
– Хуже, – отвечали жители.
И, подумав, добавляли:
– Ну, точно не лучше.
Многие наши собеседники уже задумываются о том, куда можно сейчас переехать из Ряжска. Чаще всего склоняются к вариантам Кораблинского или Александро-Невского районов. Говорят, там и дороги хорошие, и тротуары есть, и места отдыха. В Ряжске же годами одни проблемы накладываются на другие и копятся как снежный ком.
– Я бы не хотела, чтобы мои внуки здесь жили, – говорит местная жительница. – Хотя молодежь и сама отсюда бежит.
На вопрос, есть ли в Ряжске достойная работа, навскидку вспоминают сразу Ряжский авторемонтный завод. Говорят, что предприятие это уникальное. Его владельцу удалось сохранить завод еще с советских времен. Сейчас предприятием управляет уже его сын – по словам жителей города, такой же работяга и трудяга, как отец.
На заводе работает порядка 700 человек. Говоря о зарплатах на АРЗ, местные называют суммы, которым позавидуют даже рязанские специалисты.
Рабочими местами обеспечивают горожан еще Ряжская печатная фабрика, принадлежащий москвичам консервный завод и новый элеватор.
– Когда просто живешь – можно оценить, лучше стало или хуже, – отвечает на заданный вопрос Андрей Насонов. – А когда ты пытаешься что-то сделать и понимаешь, что хочешь сделать вот столько (делает широкий жест руками), а получается вот столько (сводит руки), – есть обида. Приезжаешь на предприятие, и тебе выговаривают: «У меня дочь живет в Сасове, там делают то, делают это». Вот, мы уже четвертый год бьемся с проектом Покровского бульвара. Это проект благоустройства – пешеходная улица с дизайн-кодом. Участвовали несколько раз и не проходили. Сейчас изменили проект, разделили на два этапа, снова подаемся. Задумок у нас много. А почему не получается? Вот у Сасова три раза подряд получилось. А у нас – ни разу не получилось. Хотя город у нас пятый по численности населения в области.
В завершение хочется обратиться к врио губернатора Рязанской области Павлу Малкову. Обязательно поезжайте в Ряжск! Только предупредите местные власти заранее. Если к приезду журналистов в городе убрали несколько свалок и включили фонтан, то страшно представить, как преобразится Ряжск к вашему приезду. Люди спасибо скажут.
А если серьезно, то пора бы уже на региональном уровне решить вопросы, которые столько лет висят грузом, позорным и для местных чиновников, и для главы области.
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
Дарья Копосова
Фото Марии Илларионовой
Подписывайтесь на самый оперативный новостной Telegram-канал Рязани!