Первый полет легкого истребителя пятого поколения Су-75 Checkmate пришлось перенести с 2023-го на 2024-й год. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» глава Минпромторга, вице-премьер Денис Мантуров.
По словам министра, сроки скорректировали из-за того, что в проект внесли изменения, позволяющие «снизить технические риски при создании самолета». Также была проанализирована обратная связь от потенциальных заказчиков и проведены работы по оптимизации стоимости.
При этом Мантуров подчеркнул, что «принцип модульности и современные цифровые технологии» позволили внести эти изменения достаточно быстро. В результате сократился цикл постройки первого летного опытного образца — обычно он составляет 2–2,5 года.
Спроектировать уникальную машину удалось всего за год. Добиться этого разработчики смогли благодаря использованию суперкомпьютерных технологий и широкой унификации Checkmate со своим "старшим братом" — тяжёлым истребителем Су-57. От него однодвигательный истребитель унаследует многие элементы: систему управления и применения оружия, элементы планера и крыла и другие конструктивные особенности.
Одна из главных особенностей Су-75 — его уникальность на рынке вооружений. Никому из потенциальных конкурентов разработать собственную машину пятого поколения ещё не удалось. Корейский KAI KF-X испытывает серьёзные проблемы с двигателем и электроникой (ни то ни другое просто не готово), от британского концепта Tempest было решено отказаться в пользу F-35, а японский X-2 Shinshin пятый год находится на перепроектировании. Китайский Chengdu J-20 избыточен для большинства заказчиков, но есть и другое препятствие: он не поставляется на экспорт, а к разработке однодвигательного истребителя в КНР не приступали. Последний возможный конкурент Су-75 — турецкий TF-X, но и здесь всё не слава богу. После исключения из программы F-35 турецкий ВПК попытался создать собственный истребитель пятого поколения, но уже долгое время успехов на этом направлении нет.
Су-75 оказался на голову выше всех своих конкурентов, поскольку потенциальному заказчику предлагается уникальное сочетание — полноценный боевой истребитель пятого поколения, стоимость которого в несколько раз ниже истребителей поколения 4 и 4++. В стандартную комплектацию Су-75 входят внутренние отсеки для вооружения, продвинутая РЛС с активной фазированной антенной решёткой, высокая надёжность и возможность применения широкого спектра ракет и бомб, которую разработчики Су-75 переосмыслили по итогам боевого применения российской авиации в Сирии.
После налаживания производства, заказчикам могут предложить и "модифицированные модели" Су-75, среди которых называются и беспилотный летательный аппарат, и палубный истребитель. По слухам, в перспективе заказчикам может быть предложен "единый ударный комплекс пятого поколения", в составе которого будут командные машины, которыми управляют люди, а также несколько ударных беспилотников, способных прорвать ПВО противника и провести разведку боем. Последние можно применять в максимальной "ударной" конфигурации: на 11 точках подвески можно разместить столько высокоточных бомб и ракет, что хватит для любой боевой работы.
Производитель заявляет, что в арсенале Су-75 имеются и противокорабельные ракеты Х-31ПД и Х-35УЭ, с помощью которых звено истребителей сможет проводить атаки по кораблям противника с любым водоизмещением, включая авианосцы. А такие возможности переводят Checkmate в оружие совершенно другого уровня, недоступного ни одной стране мира.
Ранее заявлялось, что стоимость самолета составит $25−30 млн. Это самая низкая цена для самолетов такого класса на мировом рынке вооружений. Он сможет разгоняться до двух скоростей звука (1,8–2 Маха). Боевая нагрузка истребителя — 7400 кг, дальность действия — 3000 км.