В этом году Татарстан все-таки взялся за обсуждения речного туризма. Правда, пока только в Казани. Тема будущего столицы как города на Волге была поднята архитекторами, градостроительными экспертами по туризму и частному маломерному флоту в рамках летней встречи «Диалоги», организованной Институтом развития города. Затем по Казанке пустили речной трамвайчик, курсирующий между Кировской дамбой и мостом «Миллениум». Но этого оказалось недостаточно. Водных маршрутов по прежнему кот наплакал.
Пару лет назад в республике появился маршрут Казань - Болгар - Казань на метеоре «Владимир Нефедов». Стоит сказать, что судно построено аж в 1986 году, однако его перестали эксплуатировать в 2004-м. А в 2015-м теплоход вместе с другими метеорами при поддержке руководства республики прошел глубокую модернизацию и снова вышел в рейс.
«Владимир Нефедов» отплывает из Казани в 8 утра, второй рейс отчаливает ровно через час - в 9:00. До Болгара судно идет два часа. После чего у туристов есть пять часов, чтобы познакомиться с историческим местом республики. Обратно суда отправляются в 15:40 и 16:00. Обойдется такая поездка в 400 рублей.
Из Казани в Свияжск и обратно везет теплоход «Москва-160». Кстати, тоже совсем не молодой. Построили его в 1984 году. В оба направления ходит два теплохода три раза в день. Примечательно, что на сайте билеты для покупки становятся доступны только за два дня до отправления. Такая возможность есть далеко не у всех судов, а у некоторых даже нет возможности приобрести билет онлайн.
До Свияжска теплоход добирается за два часа и ходит три раза в день в оба направления. Из Казани последний рейс осуществляется в 13:00, а из Свияжска - в 15:15. Стоит сказать, что цена на «Москву» весьма привлекательная - 140 рублей.
Из Казани на теплоходе можно добраться также и до Чебоксар. И даже не на стареньком теплоходе, а на новеньком «Валдае», который разгоняется до 65 км/в час. Но стоит оговориться, что судно не принадлежит Татарстану - оно чувашское, поэтому и ходит неудобно. Из Казани отправляется в 16:00, а вот уехать обратно из столицы Чувашии можно будет только утром. Путь занимает три часа, за которые необходимо заплатить 600 рублей. Купить билеты можно на сайте Чебоксарского речного порта. При посадке нужно иметь с собой паспорт и QR-код, отправленный на электронную почту. Онлайн-касса закрывается за два часа до рейса.
Кстати, это далеко не единственный рейс, который выходит за пределы Татарстана. Из Казани на теплоходе можно добраться до Москвы, Самары, Нижнего Новгорода. Правда, они все, как и рейс до Чебоксар, не республиканские.
В начале августа в Казани запустили речной трамвайчик, гуляющий по Волге с экскурсией. Стоит отметить, что маршрут речного трамвая небольшой – проходит от "Чаши" вдоль панорамы Кремлевской набережной, где хорошо видны все объекты музея-заповедника, идет мимо цирка к храму-памятнику воинам, павшим при взятии Казани, и возвращается назад точно таким же образом.
За 40 минут экскурси придется заплатить 900 рублей. Такая сумма не могла не вызвать возмущение у любителей речных прогулок. Кроме того, пока у речного трамвайчика нет своего сайта для бронирования билетов на прогулку: нужно либо позвонить по телефону, либо по старинке приходить к пристани и ждать свободного рейса.
Похожий речной трамвайчик есть в Нижнекамске. Как обещают организаторы, на речной прогулке жители и гости города могут полюбоваться живописной панорамой, а также узнать много интересного об истории нижнекамской земли. На судне предусмотрено сопровождение экскурсовода. Теплоход отходит от пристани Красного Ключа, здесь же в специальном киоске можно приобрести билеты. За взрослого просят 350 рублей, а за ребенка - 300.
Соседние Челны тоже не остались в стороне и запустили свое судно, которое курсирует по маршруту Набережные Челны - Соколки. Правда, рейс вышел гораздо позже из-за поломки единственного судна.
В других же муниципалитетах республики своего маршрута нет. Хотя жители были бы не против отправиться в небольшое путешествие по воде.
- Почему все всегда делают для Казани? Но им и этого мало, а у нас ничего нет! Мы бы тоже хотели отправиться куда-нибудь. В ту же Казань, - сетует в комментариях жительница Елабуги под постом о запуске трамвайчика в столице.
И, к сожалению, чтобы запустить речной туризм в регионах, придумать только маршруты недостаточно. Здесь отсутствует качественная прибрежная инфраструктура.
- Возьмем тот же Свияжск. Береговая инфраструктура осталась со времен СССР. Необходимо ее заменить, прежде чем запускать какой либо маршрут. Тут даже банально судам встать негде. Я знаю, что музей создал проект по размещению, но вот пока его никто не реализовал, - высказалась частный экскурсовод. - Пустить речную прогулку по Свияжску - неплохая идея. С реки открывается красивейший вид на остров. Но вот тут появляется другой вопрос: будет ли это интересно?
Так будут ли речные маршруты в регионах? Как KazanFirst ответили в Госкомитете РТ по туризму, планы на развитие речного туризма есть, но реализованы они будут не в ближайшем будущем.
Самая явная проблема - возраст судов и береговая инфраструктура. Сейчас средний возраст судов составляет 40 лет, а на 77 километров Волги благоустроено только 500 метров берегов в речном порту.
- Это проблемный вопрос, который мы активно пытаемся решить. Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта, - сказала председатель Комитета по туризму казанского исполкома
Отсюда вытекает вторая проблема - нехватка средств. Только один новенький «метеор» стоит порядка 750 миллионов рублей. И снова же тупик, ведь нужен инвестор, которого нет.
- Пока я не вижу внутри республики какого-то серьезного инвестора, который смог бы взяться за развитие этой отрасли и вывести ее на такой же высокий уровень, как, к примеру, в Нижнем Новгороде. Возможно, есть смысл поискать инвестора за пределами Татарстана. Но это должен быть стратегический инвестор, - сказал депутат Госсовета от ЛДПР .
Хотя парламентарий уверен, что речной туризм в Татарстане должен развиваться хотя бы потому, что через Татарстан протекают две крупнейшие реки – Волга и Кама, а по их берегам стоят многие туристические центры, не только такие знаковые, как Казань, Елабуга, Чистополь, Болгар, но и небольшие, интересные городки наподобие Тетюш.
Но вот как развить этот речной туризм? Два месяца назад власти Татарстана предложили четырем соседним регионам создать акционерное общество «Объединенная Волжско-Камская судоходная компания» для развития речного туризма в Поволжье, напомнил член фракции КПРФ в Госсовете РТ
- Каждый из пяти регионов имел бы равную долю в этой компании – 20 процентов. И объединенная компания могла бы стать единым заказчиком строительства речных судов, возможно, получив финансовую поддержку со стороны федерального центра. Но этот проект, насколько можно понять, в других регионах приняли прохладно, может быть, по причине того, что местом дислокации центрального офиса должна была стать Казань. То есть здесь была бы регистрация и налоговые отчисления. Возможно, по этой причине положительного отклика инициатива Татарстана не получила, - рассуждает Атласов.
Хотя сам подход, который продемонстрирован республикой, депутат считает правильным. Ведь для возрождения речных перевозок в Среднем Поволжье и на Нижней Каме требуется крупная компания–оператор. Но создать таковую на равных паях с соседними регионами пока не получается.
- Может быть, республике стоит обратиться к «Татнефти», которая имеет опыт организации транспортных компаний. Напомню, что за авиакомпанией «ЮВТ-Аэро», а это единственный татарстанский авиаперевозчик, стоит именно «Татнефть», а сама авиакомпания базируется в Бугульме. Возможно, при помощи «Татнефти» удалось бы организовать речные перевозки, - высказал идею Николай Атласов. - Есть другой вариант – обратиться к какой-либо крупной московской речной компании, но надо понимать, что именно она будет снимать все финансовые сливки с этой отрасли. При этом республике еще придется оказывать финансовую поддержку на начальном этапе, как минимум вкладываться в портовую инфраструктуру. Так что этот вариант не очень интересен.
Но как бы то ни было, отчаиваться и забрасывать идею речного туризма в республике не спешат, ведь «перспективы весьма яркие и греющие душу».
- Это появление яхт–клуба и заправок для яхт, организация остановок вдоль Волги и появление различных троп, связанных с Волгой и землей, которая прилегает к ней, а также с историями великих людей, пребывавших в этих местах. Также появление автокемпингов на территориях, которые могли бы способствовать развитию автотуризма, чтобы у автокемперов была возможность приехать в Казань и близлежащие к ней места. Сюда входят и различные событийные мероприятия – например, парусные регаты, которые предусматривали бы возможность зрительских мест. Я думаю, что в ближайшие пять лет все это будет организовано, - заключила Санникова.