Удивительным является тот факт, что те, кто наиболее категорически против манипулирования поведением, тем не менее, прилагают самые активные усилия для манипулирования сознанием.
Б.Ф.Скиннер
Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых влиятельных психологов XX века. Именно он считается основателем школы экспериментальной исследовательской психологии и автором радикального бихевиоризма - особого подхода к изучению поведения и его зависимости от окружающей среды.
Прикладной анализ поведения как наука с течением многих лет совершенствуется, и сейчас воспринимается лично мной как одна из наиболее интересных областей профессионального развития. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах работы в ABA (applied behavior analysis), но эта статья посвящена конкретному обзору образовательных программ по поведенческому анализу.
ВУЗ или частный учебный центр?
Еще несколько лет назад в ВУЗах России мы не нашли бы ни одной образовательной программы по направлению поведенческого анализа, да и самой специальности "Специалист по прикладному анализу поведения" как таковой в перечне профессий до сих пор нет. Однако реалии нашего времени диктуют свои условия для профильной подготовки экспертов, работающих в системе коррекции и сопровождения детей с нарушениями в поведении.
В ВУЗах появились свои программы в составе направлений дефектологии и специального образования, существенно возросло количество различных учебных центров и автономных некоммерческих организаций, предлагающих самые разнообразные по охвату и глубине курсы профильной переподготовки. Осталось дело за малым - разобраться, где лучше обучают, и какой диплом будет "котироваться" в профессиональном сообществе.
Всерьез и надолго: МИП.
Классический подход к получению образования предполагает поиск программ в привычном высшем учебном заведении - статус и имя внушают доверие к программе, так же как и участие узнаваемых специалистов в разработке программы.
Так, в 2021 году Московский институт психоанализа (МИП) запустил магистерскую программу "Прикладной анализ поведения" в рамках направления подготовки 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование".
Создателем программы и научным руководителем профиля стал Алипов Николай Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова. В образовательной программе также участвуют Жесткова Екатерина Борисовна - педагог-психолог, сертифицированный аналитик уровня ВСВА, Мень Екатерина Евгеньевна - Президент АНО "Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав", и другие эксперты.
Программа рассчитана на 2 года очно и 2,5 года заочно (есть и другие формы), стоимость при единовременной оплате 75000 руб. и 50000 руб. за семестр соответственно. Для меня, как специалиста с базовым курсом в АВА, наиболее интересными показались такие дисциплины программы, как:
- Иностранный язык в профессиональной коммуникации;
- Спецдисциплина на иностранном языке;
- Патофизиология нервной системы.
Эта программа наиболее полно отражает все аспекты новой профессии для специалиста, решившего освоить прикладной анализ поведения, поэтому в статье в качестве примера обучения в ВУЗе я упомяну только ее. Однако, есть и уникальный пример программы частного учебного центра, рассчитанный на глубокое и наиболее полное освоение профессии вне стен учебного заведения "вышки".
А если сразу на мировую арену?
Одна из моих главных рекомендаций - сертификационная программа курсов в ООО "Аутизм и ABA-терапия", автором и ведущим преподавателем которой является Юлия Михайловна Эрц, CBA-S. Эта 5-ти модульная программа дистанционного формата (периодически бывают и очне тренинги) для специалистов рассчитана на освоение прикладного анализа поведения, что называется, от и до - с уровня "Инструктор" до уровня "Супервизор". Каждый модуль имеет свою стоимость в рублях или долларах в зависимости от страны проживания, в среднем 36000 руб., срок освоения одного модуля порядка 8-10 недель, без учета часов практики.
Обучение строго поэтапное (нельзя перескочить с первого модуля сразу на третий) с обязательным подтверждением практического применения всех теоретических знаний (прохождение практических тренингов), а также с предоставлением рекомендаций и заключений экспертов старшего порядка - кураторов и супервизоров для поздних модулей.
Строгая иерархия специалистов - это одна из особенностей профессии в ABA и психологии в целом. Нельзя пройти краткосрочный курс и сразу же кинуться грудью на амбразуру - работать с детьми без тщательного анализа со стороны более опытных экспертов. Придется потрудиться, "налетать" определенное количество часов практики (не менее 1400), получить одобрение куратора (составляет программы вмешательства) и супервизора (оценивает работу и дает обратную связь), а также сдать сертификационные экзамены.
Безусловный плюс программы - ее соответствие международным требованиям к подготовке специалистов ABA. Проходя эту программу, вы сможете работать в любой точке мира, а ваши сертификаты об обучении будут признаны в профессиональной среде на мировом уровне. Хотя в текущих условиях нестабильных отношений между странами это может и не быть таким уж главным преимуществом.
Быстро в тему: учебные центры.
Прикладной анализ поведения это не только наука, но еще и во многом прибыльный бизнес. За последние 3-5 лет рынок образовательных услуг в этой области расширился в геометрической прогрессии, а видов курсов повышения квалификации и переподготовки по ABA стало так много, что разбегаются глаза. Поэтому я рекомендую обратить внимание на курсы профессиональной переподготовки, которые имеют рекомендации - личные или по отзывам знакомых.
Повышаем квалификацию: личный опыт.
Моя личная рекомендация - курс "Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения" в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Обучение проводится дистанционно, материал рассчитан на освоение программы за 580 часов. Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности в области коррекции расстройств и развития адаптивных форм поведения на основе прикладного анализа.
Я прошла в УрИПКиП отдельный курс по организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и была сильно удивлена подборке материалов и глубине проработки структуры программы. Были широко освещены темы не только касаемо самих расстройств аутистического спектра, но и вопросы работы с семьей и формирования образовательных маршрутов с учетом ФГОС, что очень актуально для педагогов и работников сферы образования.
Стоимость программы варьируется от 10000 до 20000 руб. в зависимости от времени приобретения курса и наличия скидки, по итогу освоения программы выдается диплом установленного образца. Кроме того, во время обучения можно бесплатно пользоваться библиотекой института, где содержится несколько десятков вебинаров по самым различным дисциплинам, что очень удобно.
"Моя планета" теперь и моя тоже.
Я предпочитаю развиваться не только по вертикали, но и по горизонтали - то есть идти в изучение смежных дисциплин. Для тех, кто хочет совместить и получение знаний о прикладном анализе поведения, и освоение профессии тьютора для работы в образовательном учреждении с детьми, - я рекомендую курс "Тьюторское сопровождение детей с РАС" в Инклюзивном центре "Моя планета". Центром руководит Ольга Александровна Попова, поведенческий специалист, психолог, преподаватель. Также Ольга Александровна официально представляет в России методику PECS - систему альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками с изображениями.
Курс рассчитан на 36, 54 или 72 часа в зависимости от выбранного пакета. Еженедельно во время обучения проводятся онлайн-встречи с преподавателями курса - психологами, поведенческими специалистами - где производится разбор домашних заданий и практических работ.
Программа курса включает в себя как базовые знания по прикладному анализу поведения, так и материал по образовательному маршруту в условиях учебного заведения. Особенно ценными для меня стали встречи с сотрудниками ФРЦ МГППУ, на которых мы подробно разбирали все тонкости видов образовательных программ для детей с РАС, а также формы их включения в образовательную деятельность.
Стоимость курса зависит от пакета, в среднем порядка 9000-14000 руб. По результатам обучения выдается свидетельство о повышении квалификации. Этот документ является обязательным в случае трудоустройства на должность тьютора в школу или детский сад.
Курсы в записи: ИПАП.
Отдельно хочу рассказать о курсах АНО "Институт прикладного анализа поведения", которые также достойны упоминания в этой статье. Перечень курсов повышения квалификации на 72 часа достаточно большой, можно выбрать на любой вкус и цвет. Практически все курсы в записи, это удобно, можно изучать в любое время в рамках срока обучения.
Из программ переподготовки можно выделить курс "Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ", обучение на котором займет 260 часов. Видео-лекции, материал в презентациях, но живых онлайн-встреч нет, при этом стоимость - 28000 руб.
Что понравилось лично мне, так это очень полный материал с точки зрения науки. Здесь есть и специфические термины (что очень важно для профессионального сообщества), и максимально детальный разбор кейсов и ситуаций, а еще в разработке курса участвовали зарубежные эксперты. Это позволило включить в курс максимально точные данные о науке, а также расширить представления об области применения методов ABA в жизни.
Разве это все?
На перечисленных курсах и программах, как говорят, свет клином не сошелся. Используя современный подход поиска в браузере, вы наверняка найдете еще не один десяток предложений на рынке образовательных услуг. Описанный мной обзор - это мой личный опыт вхождения в профессию, мой путь, и совсем не обязательно, чтобы вы следовали именно ему.
Тем не менее, я надеюсь, что вы получили некоторое представление о том, как и где можно обучиться прикладному анализу поведения, и теперь разобраться в обилии курсов вам станет гораздо проще.
Расскажите, где учились или хотели бы учиться прикладному анализу именно вы - я с интересом изучу ваш опыт и, возможно, открою для себя новые горизонты развития.