“Белая лилия” - под таким назывным прославилась на весь мир советская летчица-ас истребительной авиации, став одной из самых результативных женщин-пилотов Второй мировой войны.
Сегодня, в честь дня рождения Лидии (Лилии) Владимировны Литвяк, 18 августа 1921 года, мы раскроем некоторые факты из ее биографии, которые привели ее к званию Героя Советского Союза:
Интересно, что день рождения Лидии пришелся на день рождения Всесоюзного дня авиации. Она этим очень гордилась. Необычное совпадение, которое могло повлиять на формирование у девушки мечты стать летчицей (или: возможно, сама судьба предрекла Лидии судьбу летчицы, связав ее с небом).
Юная девушка настолько была влюблена в небо и самолеты, что уже в 14 лет стала членом Центрального аэроклуба им. Чкалова. Так, она стремилась освоить профессию летчика. Через год свершился ее первый самостоятельный полет.
В 1940 году она окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима, а затем устроилась в аэроклуб г. Калинина. К Великой Отечественной войне она успела подготовить 45 курсантов.
С первых дней ВОВ, Лидия Литвяк начала проситься на фронт, но женских летных военных частей на то время еще не существовало. Однако девушке выпал шанс достичь своей цели, поскольку знаменитая летчица Марина Раскова, в октябре 1941 года, начала формировать женские авиаполки. Для того чтобы добиться зачисления, Лидии пришлось схитрить, приписав себе недостающие 100 часов. Благодаря чему ее приняли в истребительный полк под номером 586, который возглавила сама Марина Раскова.
Освоив истребитель ЯК-1, весной 1942 года, Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре имела на своем счету и одну групповую победу – сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88.
13 сентября 1942 года, Лидия была переведена в 437-й ИАП под Сталинград, где смогла открыть личный боевой счет. Вначале ею был сбит бомбардировщик Ju-88. После этого девушка бросилась на выручку своей подруге Рае Беляевой, заняв ее место в бою, и в результате упорного поединка уничтожила Me-109.
Летчиком этого самолета был немецкий барон, одержавший к тому времени уже 30 побед в небе. Находясь на допросе, он попросил показать, кто его сбил и, удивившись тем, что это была хрупкая девушка, он вручил ей свои золотые часы.
22 декабря 1942 года Лидия Литвяк получила медаль “За оборону Сталинграда”, а уже 23 февраля 1943 года - орден Красной Звезды.
К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали восемь ярко-красных звезд, (символ восьми воздушных побед) и белоснежная лилия - особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота». Это особый вид действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, а выслеживает одиночные вражеские самолеты и “охотится” на них.
Иначе зазвучал и позывной Литвяк - «Белая Лилия-44», по бортовому номеру ее самолета. Саму Лидию также часто стали называть Лилией (в переводе с одного из древних евразийских языков означает «воздух, ветер»).
Летом 1943 г. советские войска пытались прорвать оборону врага, закрепившегося на берегах реки Миус. Это было необходимо для освобождения Донбасса. Особенно тяжелые бои велись в период с конца июля по начало августа. 1 августа 1943 года Лидия 4 раза поднималась в небо. В ходе этих боевых вылетов она сбила 3 самолета противника, причем два лично, а один - находясь в составе группы. Три раза она возвращалась на родной аэродром. Из четвертого своего боевого вылета девушка не вернулась.
Про летчицу снят документальный фильм «Дорогами памяти» (1979 год), режиссером которого стал Евгений Андриканис. А также в процессе создания находится фильм “Литвяк” о жизни и подвигах Лидии Литвяк от создателей фильма “28 панфиловцев”, реализуемое на добровольное пожертвование. Выход фильма планируется на 2022 год.