Некоторые из этих случаев уже давно объяснены экспертами, а иные катастрофы так до сих пор и остаются нераскрытыми. А порою между самой катастрофой и ее разгадкой проходило несколько десятков лет. Загадочных происшествий в истории мировой авиации достаточно, давайте вспомним лишь некоторые из них – и те, про которые нынче всё уже известно, и те, над чьей разгадкой до сих пор бьются авиационные специалисты и просто неравнодушные люди со всего мира.
Начать стоит с самой известной аномальной зоны планеты, имеющей зловещий ореол таинственности. Речь идет о Бермудском треугольнике. Но какое же отношение морская зона имеет к авиационным катастрофам? А вот какое
Загадка исчезновения 19-го звена
Вечером 5 декабря 1945 года "Звено 19", которое состояло из пяти бомбардировщиков "Эвенджер" возвращалось с боевого задания над акваторией Атлантического океана обратно на базу во Флориде.
Внезапно стало происходить нечто странное: сразу на всех самолетах одновременно вышли из строя приборы навигации. Диспетчер на командном пункте в Форт-Лодердейле получил тревожное сообщение: "У нас аварийная обстановка, мы сбились с курса и не видим земли". С авиабазы дали команду держаться на запад, ориентируюсь по солнцу – погода в тот день была ясная и проблем возникнуть было не должно. Но ответ, принятый диспетчерами еще больше огорошил их: "Мы не может определить где запад". А потом командир звена добавил: "Океан выглядит очень необычно".
При этом звено летело в северо-восточном направлении, то есть все больше и больше отдалялось от материка. Спустя несколько минут с "Эванджерами" пропала связь, а через 2 часа самолеты вообще исчезли с экранов радаров. Отправленный на их поиски гидросамолет "Маринер" обратно не вернулся. С одного из военных кораблей видели яркую вспышку в воздухе – спасатель взорвался над океаном.
Из-за чего произошла катастрофа и почему "Эванджеры" сбились с курса, до сих пор ничего не известно. В 1991 году в 20 километрах от побережья Флориды были обнаружены их обломки, но ясности от этого больше не стало. Из бортовых номеров совпал только один, а номера четырех оставшихся вообще в списках пропавших не числились.
Гленн Миллер и его последний полет
Легендарный американский джазмен, создатель и руководитель лучшего джазового оркестра мира пропал в канун Рождества 1944 года. Он должен был выступить в освобожденном от немцев Париже и вылетел из Британии 15 декабря 1944 года на одномоторном самолете "Норсман С-64". Но до французского берега машина не добралась, бесследно пропав над водами Ла-Манша.
Поисковые операции ни к чему не привели, а версии пропажи Миллера множились как грибы после дождя. Говорили, что его захватили диверсанты Отто Скорцени и замучили до смерти. Высказывались предположения, что самолет все же перелетел пролив и приземлился во Франции. А там известный джазмен начал новую жизнь, так как очень устал от известности и хотел тихо исчезнуть из общества. Самая экзотическая версия гласила, что Гленн Миллер перебрался в СССР и стал... Юрием Андроповым – уж очень они были похожи (да и джаз одинаково любили).
Но реальность пропажи оказалась куда прозаичнее. Причем, тайна раскрылась только в конце XX века. Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась с задания на материке. Бомбы были израсходованы не все, а инструкция предписывала возвращаться на базу без боезаряда. Бомбы решили сбросить в море в специально отведенной зоне. Во время этого процесса пилот Фред Шоу (он и поведал об этом в 1999 году) посмотрел вниз и увидел "Норсман", летящий на минимальной высоте над Ла-Маншем. Через пару секунд самолетик исчез в волнах.
Все это проходило именно 15 декабря, из чего сделали вывод, что это был именно самолет Гленна Миллера.
Таинственная пропажа самолета Экзюпери
Известный французский писатель из-под пера которого вышел ставший культовым "Маленький принц", был еще и первоклассным авиатором. Еще в 1935 году он чуть было не погиб в безжизненной Ливийской пустыне. Его самолет потерпел крушение, и самого Экзюпери, умирающего от жажды спасли случайно набредшие на него бедуины.
А в июле 1944 года произошла катастрофа, тайну которой до сих пор не может никто разгадать. Самолет писателя вылетел в разведывательный полет с острова Корсика и больше не вернулся. Версий было много – и то, что самолет разбился в труднодоступных Альпах, и то, что потерял управление и утонул в Средиземном море, и даже экзотическая версия о его дезертирстве.
Ясность наступила только в 1998 году. Близ города Марсель французский рыбак обнаружил в море браслет с именем писателя. Начались поиски и на дне были найдены обломки самолета. Но ясности это не добавило никакой, ведь останки летчика так и не были обнаружены.
Масла в огонь подлил 86-летний ветеран Люфтваффе Хорст Рипперт, который заявил, что это именно он на своем истребителе "Мессершмитт Bf.109" сбил машину Антуана де Сент-Экзюпери. Якобы самолет свалился в пике и над самой водой произошел взрыв. Но многие выражают сомнение в этом рассказе – нигде в архивах Люфтваффе не зафиксировано такой победы, а сами обломки не имеют следов обстрела. Так что тайна гибели самолета Экзюпери остается до сих пор нераскрытой.
От легких одноместных самолетов перейдем к авиационным гигантам. С Боингами и Эйрбасами тоже случались катастрофы, причины которых так до сих пор и остаются тайной для специалистов.
Катастрофа малайзийского Боинга
Полностью потерять самолет над огромной территорией в век развития средств радиолокации – задача крайне непростая. Но именно это и произошло с рейсом MH370 8 марта 2014 года, который выполнял Боинг-777 с 239 человеками на борту.
После вылета из аэропорта столицы Малайзии Куала-Лумпура на Боинге внезапно отключились (или были отключены) транспондеры – радиолокационные ответчики, передающие информацию о полете. В результате MH370 пропал с локаторов диспетчеров. Какое-то время он оставался в поле зрения военных радаров и уже тогда были обнаружены странности – самолет вместо курса на северо-восток (конечный пункт маршрута Пекин) развернулся и полетел в направлении южной части Индийского океана.
Потом Боинг потеряли и военные. Последнее, что они отметили – это то, что самолет резко менял высоту: то поднимался на эшелон 58 200 футов (18 км), то опускался до 4800 футов (1,5 км)
Начавшиеся поиски успеха не принесли. За три года Малайзия и Китай потратили на них 142 миллиона долларов и прекратили в январе 2017-го. Впоследствии были найдены части закрылков Боинга и идентифицированы как принадлежащие рейсу MH370, но ясности причинам крушения это не добавило. Циркулирует достаточное количество вариантов пропажи, но все они не подкреплены доказательствами. До сих пор рассматриваются версии самоубийства пилота, угона самолета и необъяснимых технических неполадок.
Катастрофа с малайзийским Боингом остается и по сей день не только одной из самых больших по количеству жертв, но и самой таинственной, причину которой не может установить никто в мире.
Когда-нибудь мы узнаем ответы, как узнали их через два года после крушения A330 над Атлантикой. Тогда жертвами катастрофы стало 228 человек. Целых два года мир напряженно гадал что же случилось с лайнером, выполнявшим рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Ясность появилась только тогда, когда со дна океана были подняты "черные ящики". Обледенение датчиков воздушного давления и разгильдяйство командира экипажа, беспечно спавшего во время полета – вот главные причины того, что на скорости 180 метров в секунду лайнер врезался в воды Атлантики.
Еще одной крупнейшей транспортной катастрофой в мировой истории можно считать гибель знаменитого "Титаника". Но с тех пор возникло большое количество мифов и легенд о том событии, которые развились, в том числе благодаря искусству. Давайте попробуем отделить зёрна от плевел:
(При написании статьи была использована информация сайтов: radiojazzfm.ru; tvzvezda.ru; currenttime.tv; maximonline.ru)