Найти в Дзене
diletant.media

Какой была пропаганда времён войны во Вьетнаме?

Оглавление

Во время конфликта американские войска не раз демонстрировали полное пренебрежение к гражданским жертвам со стороны Северного Вьетнама. Невыносимые для армии США условия ведения войны ожесточали солдат и офицеров. Пропаганда, главным мотивом которой стал именно страх, не была исключением.

Масштабы варварства

С самого начала операции штат пропагандистов только в сухопутной армии насчитывалось более 1000 человек, 118 из которых прекрасно владели вьетнамским языком. Было сброшено более 50 миллиардов листовок, то есть около 1500 листовок на каждого жителя Южного и Северного Вьетнама.

Для того чтобы посеять панику и отчаяние в сердца жителей города Ханой, соседний город Фули вместе со всеми его жителями был стерт с лица земли американскими бомбардировщиками.

Боевые вертолеты идут на посадку. Источник: wikipedia.org
Боевые вертолеты идут на посадку. Источник: wikipedia.org

Кроме того, авиация распыляла над джунглями Вьетнама гербициды и другие ядохимикаты для уничтожения растительности и всего живого в джунглях. Почва и растительность в местах распыления до сих пор содержит повышенные концентрации веществ, вредных для здоровья человека.

В радиопередачах и листовках американцы запугивали население ДРВ новыми, более интенсивными авиационными налетами. Широко использовался прием заблаговременного предупреждения о предстоящих бомбардировках. Этот прием особенно эффективно действовал в районах, прилегающих к уничтоженным деревням и городам, так как их жители могли сами убедиться в результатах бомбардировок. За период активных боевых действий в Индокитае одна только авиация сбросила бомб весом около 8-ми миллионов тонн — почти в 3 раза больше, чем сбросила американская авиация на всех фронтах за годы Второй мировой войны.

B-52 сбрасывает бомбы на позиции войск Северного Вьетнама. Источник: wikipedia.org
B-52 сбрасывает бомбы на позиции войск Северного Вьетнама. Источник: wikipedia.org

Духи-перебежчики

Впервые американские пропагандисты так широко использовали мифологию противника. В своих радиопередачах и устных сообщениях они транслировали вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийскую погребальную музыку, записанные на пленку крики диких зверей, которые должны были изображать голоса лесных духов и демонов.

Например, командование первой бригады 101 воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступлением своих войск организовало над районами сосредоточения войск противника передачи записанного на пленку пронзительного крика орла (орел — эмблема 101 ВДД) вперемешку с детскими голосами: «Папа, вернись домой!» Одновременно с самолетов сбрасывались листовки с изображением орла, держащего в своих когтях «вьетконговца».

Эмблема 101-ой воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы». Источник: wikipedia.org
Эмблема 101-ой воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы». Источник: wikipedia.org

Но самыми действенными и страшными для суеверных вьетнамцев были обращения «блуждающих душ». Американцы изучили их народные поверия, согласно которым убитые в ходе боев должны быть похоронены на земле предков, а если этого не произойдет, то души будут скитаться по земле, что по вьетнамским обычаям является недопустимым. По периметру деревни сбрасывались на парашютах магнитофоны с временными реле, которые периодически в течение всей ночи включали и выключали их. С началом применения «криков с неба» количество перебежчиков увеличилось более чем в три раза, со 120 до 380 человек в месяц.

Сувенирная пропаганда

На территорию Демократической Республики Вьетнам сбрасывались пакеты с сигаретами, жевательной резинкой, зубной пастой, игрушками, рисом и леденцами. Подарки сопровождались краткими броскими надписями «от детей Америки детям Северного Вьетнама». За первые 14 месяцев войны среди населения Вьетнама было распространено 8 миллионов таблеток витаминов, 29 тысяч зубных щеток, расчесок и карандашей на общую сумму 4 миллиона долларов. Практиковались выплаты денежного вознаграждения за сданное оружие, разведывательную информацию, а также доставленного перебежчика (24 доллара за солдата, 2100 долларов за политкомиссара).

Ох уж эти девушки

Обе стороны использовали тему женского внимания в наглядной агитации. Типичным образцом подобного материала является цветная фотография красивой вьетнамской девушки с рифмованным текстом: «Я деревенская девчонка, если будешь с вьетконговцами, я никогда тебя не полюблю». Вьетнамцы же давили на ревность американских солдат, находящихся вдали от своих пассий.

Меня подставили!

Еще одной довольно успешной «черной» технологией было использование компрометирующих писем. Технология заключалась в следующем: в адрес деятеля ДРВ приходила из-за границы открытка с поздравлением с днем рождения. Причем дата получения открытки не совпадала с действительной датой его рождения. Это делалось с целью привлечения повышенного внимания спецслужб. При досмотре, к примеру, обнаруживалось, что под почтовой маркой есть шифрованное послание выполненное микрошрифтом. В отдельных случаях письма сопровождались другими акциями — открытием счета в заграничном банке на имя данного деятеля, передача ему через известного двойного агента «вознаграждения». Смысл таких акций понятен — компрометация тех или иных руководителей, провоцирование общей атмосферы недоверия и подозрительности в среде руководства ДРВ.

Подробнее