Найти тему

Психолог рассказала о готовности детей к школе и процессе адаптации к новым реалиям

Оглавление
Фото: Ирина Швец
Фото: Ирина Швец

Чем ближе 1 сентября, тем тревожнее родители будущих первоклассников. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был дисциплинированным учеником? И как вообще понять, готов ли он к новому этапу в своей жизни? Об адаптации ребенка к школьным реалиям и мотивации к обучению мы поговорили с клиническим психологом Людмилой Горловой.

Всегда готов?

– Что входит в понятие психологическая готовность к школе?

– Чаще всего родители считают, что готовность к школе – это умение читать, писать и считать. И стараются научить этому ребенка. Но дети зачастую овладевают этими навыками, приходят в школу – и им становится неинтересно. Основным показателем готовности к школе является наличие произвольности: когда ребенок может самостоятельно собраться, спланировать, совершить какие-либо бытовые действия без помощи взрослых, соблюдает дисциплину, обладает усидчивостью. К семи годам у ребенка формируется познавательный мотив: он пытается понять, как это устроено, зачем это и так далее. Плюс еще сформировавшийся интеллект: понимание, концентрация внимания, речь, навыки самообслуживания, способность овладевать знаниями.

Тут еще важен переломный момент: когда ребенка чрезмерно готовят к школе, создают важность события. «Вот, ты теперь ученик, тебе надо быть готовым – и накладывают на него суперответственность, вследствие чего ребенок начинает бояться школы. Пугать его не надо, лучше заинтересовывать новыми знаниями и знакомствами.

– Какие могут быть последствия психологической неготовности ребенка?

– Может сформироваться комплекс беспомощности: я не умею, я не знаю. Родители будут помогать готовить уроки, ребенок будет нервничать, начнет хромать успеваемость, появится тревожность, снизится самооценка – и как результат может сформироваться невроз или психосоматическое заболевание, которые придется лечить с помощью препаратов. Но при этом не будет решаться психологическая проблема: ребенок вернется в школу, и все начнется заново и будет нарастать снежным комом. Торопиться отдавать в школу не нужно. Сейчас такая проблема, что дети интеллектуально развиты, но эмоционально незрелы. Умеют читать с 3-5 лет, но не умеют применять знания на практике.

– Если родитель сам не может понять, готов ли его ребенок к школе, тогда нужно обратиться к специалисту за диагностикой?

– Если у ребенка есть повышенный интерес к обучению и он идет в гимназию или специализированную школу с углубленным изучением – тогда можно. Если в обычную школу, то никакой специальной диагностики не требуется. Нужно обратиться к специалисту, если есть сомнения у родителей или ребенок не посещал детский сад. Психолог оценит память, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу.

Надо помочь

– Как долго первоклассники адаптируются к школьным реалиям?

– Чаще всего адаптация протекает быстро у детей, которые живут в большой семье, у которых много друзей, много общения. Сложнее всего детям, которые не ходили в дошкольное учреждение или посещали индивидуальные занятия и не привыкли находиться в коллективе. В среднем процесс адаптации длится два месяца.

– Посоветуйте, как облегчить адаптацию в школе?

– Начинаем готовиться заранее. Вместе идем выбирать школьный рюкзак, причем ребенок должен сам определиться с этим аксессуаром. Родители смотрят на качественные характеристики и параметры, а ребенок из этих моделей выбирает по своему вкусу. То же самое с канцелярскими принадлежностями, формой. И важно поощрять: смотри, как тебе идет, как ты хорош в этом наряде, в школе у тебя появятся новые друзья, ты узнаешь много нового и интересного. Не надо паниковать и жалеть ребенка: «как же ты в школе будешь сам со всем справляться» – так у него формируется тревожность.

Следим за своими эмоциями. Если я тревожусь, ребенок будет тревожиться. Если я создаю суету – у ребенка будет волнение. Смотрим, где нужна поддержка. Мы (родители) – его опора. Если ребенок, идя в школу, притормозил немножко, то стоим сзади и ждем, даем ему возможность сориентироваться, а не толкаем или тянем его с криками. На линейке 1 сентября дети часто теряются и плачут. Потому что много незнакомых людей, появляется растерянность. И лучше родителю заранее рассказать о своем празднике знаний, показать видео, фото, подготовить ребенка, что испытывать эмоции – это нормально.

Поддерживаем ребенка. Если он приходит из школы и жалуется на что-то – не допускайте обесценивания. Он выражает вам свои эмоции, постарайтесь его понять, принять его ситуацию, сохранить уровень доверия. Нужно выслушать и попробовать выяснить обстоятельства, при которых произошла встревожившая его ситуация.

Следим за здоровьем ребенка, в первую очередь соблюдаем режим. Его нужно начинать выстраивать заранее, чтобы к началу сентября уже режим устоялся. Дисциплинировать ребенка: проснулся, почистил зубы, заправил постель.

Если ребенок не рассказывает сам о том, что происходит в школе, спрашивайте его, что интересного было за день, что ты узнал нового. Когда он начинает вспоминать учебный материал, это действует как повторение.

Не надо навязывать свою помощь с уроками – так мы формируем у ребенка беспомощность. Спросить: а что ты сделал уже? В чем нужна помощь? И он показывает, что сделал сам, а где у него проблема. И тогда вместе искать ее решение. Нельзя приучать ребенка делать домашнюю работу сначала на черновике, а потом на чистовике. Во-первых, это как минимум в два раза увеличивает время выполнения домашней работы. А во-вторых, это приводит к тому, что ребенок будет бояться сделать ошибку, теряет уверенность. Он должен ошибаться и учиться видеть эти ошибки, чтобы исправлять их.

Обязательно объясняйте ребенку, когда в школе можно пользоваться телефоном. Гаджет – средство для общения, им можно воспользоваться на перемене – надо это понимать.

Отдельное внимание уделите игрушкам, которые дети несут в образовательное учреждение. Задайте ребенку вопросы: готов ли ты делиться ею и если с ней что-то случится, что ты будешь делать? Детей много, игрушка интересная, если она ценная для тебя – давай оставим ее дома. Если ты можешь ею делиться – бери и играй на перемене. Как правило, дети берут игрушки в детский сад или школу в качестве поддержки: я не один. И если она ему очень важна, то пусть возьмет и соблюдает правила игры с ней – только в определенное время, между уроками.

– А как настроить на новый учебный год более старших школьников?


– Советую плавно входить в учебный год, ближе к сентябрю начать повторять пройденный материал за предыдущий год, просматривать тетради, таким образом стимулировать умственную деятельность. Стихи учить, чтобы активировать функцию памяти. Читать книги и пересказывать, может, решать задачки.

Нужно мотивировать ребенка. Обсуждаем, зачем он ходит в школу, каждый предмет стараемся перевести в жизнь: как и где ему могут пригодиться эти знания. Говорим: когда ты изучишь разные предметы, ты поймешь, что тебе интересно и куда дальше двигаться в своей профессии. Так ты можешь найти то, в каком направлении тебе развиваться. В начальной школе ребенок учится для своих родителей, чтобы им гордились мама и папа. В подростковом возрасте дети ходят в школу, чтобы пообщаться со сверстниками. А в старшем звене уже иначе: я учусь, потому что мне это нужно. Поэтому мотивируйте тем, что ребенку важно именно в этот период.