Очень многие разочаровались в сериале после третьего сезона, я же был от него в восторге. Поэтому четвертый был без преувеличения самым ожидаемым событием малых экранов этого года лично для меня.
Постараюсь без спойлеров, хотя некоторые намеки неизбежны, думаю… Впервые мы сталкиваемся с кем-то по-настоящему жутким. Объясню. Если демогоргон был страшненьким первый сезон, но туповатым, а истязатель разума – любопытным, но слишком эфемерным, то Векна – это самое настоящее воплощение зла. Умное, коварное и жуткое существо, серый кардинал, с которым герои еще не сталкивались. Вернее, сталкивались, но в самом начале сезона об этом еще не знают.
Первые серии залетают зрителю на ура, поскольку замешаны на пугающих знаках, гиках-симпатягах, подростковых и детских травмах и ожидании нового и жуткого. Единственно, что оказалось для меня полнейшим разочарованием – это чудесное воскрешение Хоппера. Не то, чтобы я не любил этого персонажа, напротив. Но это просто обесценило жертву, принесенную в финале предыдущего сезона. Однако о том, что он жив и находится в Союзе, все знали еще после просмотра трейлеров. И да, раз Союз, значит – клюква. Но в «Очень странных делах» эта клюква смотрится даже мило. Ну серьезно, все эти чехи, играющие русских, коверканье языка, переигрывание на патриотизме советских граждан – это смотрится и даже заставляет улыбнуться. Просто сама линия Хоп-Джойс-Мюррей пришита к сюжету белыми нитками, на развитие никакого влияния не оказывает, а если сказать более грубо, то просто нафиг не нужна. Возникает вопрос: зачем братья Дафферы оставили Хопа в живых? Из сентиментальных соображений? Типа, это вам не «Игра престолов», не собираемся мы избавляться от так полюбившегося зрителю неудачника? Или он еще сыграет на балалайке в пятом сезоне, который совершенно точно будет финальным?
И как же там Хоукинс без старого доброго шерифа Хоппера и страдающих от издевательств одноклассников Уилла и Одиннадцатой? Хреново. Подростков подбрасывает в воздух и переламывает, у них закатываются и лопаются глаза и вообще город находится на грани истерии. Картина жуткая, и это первое, что бросается в глаза. Явный перекос в сторону жанра ужасов, изрядно приправленный мистикой. Без мистики в Хоукинсе никуда.
Из новых положительных персонажей Дафферы ввели всего двоих – это забавный травокур Аргайл, автобус которого, вкупе с командой, которую он везет, наводит на мысли о «Скуби Ду», да странный беглец Эдди Мансон, на которого просто спустили всех собак Хоукинса.
Из отрицательных, помимо, собственно, Векны, выделяется также капитан местной баскетбольной команды – прекрасный оратор, чтец, жнец и на дуде игрец. И вот то безумие, которое охватывает парня, очень напоминает реверансы дяде Стивену Кингу.
Вообще с намеками и отсылками в «Очень странных делах» по традиции полный порядок. Вьетнамские флэшбеки Одиннадцатой в лаборатории – это новый взгляд на «Воспламеняющую взглядом» того же великого и ужасного короля ужасов. Ее печальная история с травлей и фиалом в роллер-зале – очень жирный намек на «Кэрри» и ее выпускной бал.
Векна – помесь Фредди Крюгера с Пинхэдом, к которым у нас с вами особые трепетные чувства. Да и эпизодическое появление старого доброго Фредди – Роберта Инглунда – очень впечатляет и заставляет еще больше уважать как актера, так и братьев Даффер. Ну а посещение девочками персонажа этого самого Инглунда – явная отсылка к беседам детектива с маньякствующим Ганнибалом в «Молчании ягнят».
Ну а человеку, который утвердил на роль Первого Джейми Кэмпбелла Бауэра, можно аплодировать стоя. Почему? помимо достойной игры, хочется подчеркнуть внешнее сходство с Хейденом Кристенсеном. Понимаете, да, к чему я клоню? Если учесть то, что Энакин сделал с юнлингами в «Звездных Войнах» и то, что учинил Первый в лаборатории, эта схожесть во внешнем виде явно неслучайна.
Единственно, я не совсем понял один момент. Помните, в одном из предыдущих сезонов была совершенно проходная серия, когда Одиннадцать столкнулась с темненькой девушкой, способной наводить иллюзии, и которая научила Оди двигать поезда силой мысли? Девушка эта была то ли Пятой, то ли Шестой… Так вот, если Первый всех порешил в лаборатории, причем был явный акцент на запястьях мертвых детишек, то откуда вообще появилась эта иллюзионистка?
Очень понравилось, как режиссеры смогли свернуть повествование всех четырех сезонов в кольцо. Это вышло так красиво, Божечки… каждая деталь принималась во внимание.
По персонажам… Честно скажу, что Макс – моя слабость. Настолько крутой персонаж, что когда Векна пришел за ней, и всё, в принципе, было ясно уже тогда, принимая во внимание ее душевный надлом, я такой: «Пожалуйста, Дафферы, сделайте с Макс примерно то же, что и с Хоппером! Нет-нет-нет-нет!» Очень крутая внешняя эволюция, от очень яркой девочки, которая своими шутками и сарказмом была способна вытянуть из депрессии Одиннадцать, до подростка, который выходит из школьного автобуса, надевает наушники и выставляет стену между собой и окружающими – она цепляет. Показывает, насколько сложно примириться с собой сильному человеку. Показательно и то, что Макс обвиняет себя не за то, что она что-то сделала не так, а за то, что она НЕ сделала. Понимаете разницу?
У меня есть игра, которая относится как к книгам, так и к кинематографу. Отсмотрев начало, я часто ставлю на паузу и пытаюсь представить, как бы я дальше продолжил то, что только что-прочитал/отсмотрел. В общем, с четвертыми «Очень странными делами» не сработало. Я был уверен, что тетя-психолог очень сильно замешана во всем том, что заставляет глаза подростков лопаться…
Вторая моя слабость в этом сериале – Стив Харрингтон. Чувак просто безмерно крут и как персонаж, и как человек. Сделать из него лузера в прошлом сезоне у Дафферов не особо получилось, и они вернулись к образу умного и симпатичного сынка из богатой семьи, на крутой тачке и которому дают все телки, которых он выбирает.
Очень изящно режиссеры подошли к вопросу повестки. Она здесь есть, и это было неизбежно. Я зубоскалил на эту тему в одной из предыдущих тем. Но режиссеры вывернулись. Страдания Робин просто забавны. А намеки Уилла на отношение к Майку – то, что может стать драмой в сезоне номер последний. В итоге, Дафферы и галочку поставили напротив современных тенденций, и в показушное вылизывание темы не скатились.
Вообще Уилла здесь жалко. Если в первых сезонах мальчишка был в центре внимания, то в четвертом он просто ходит за своим братом с печальным лицом. Всё.
А новое зло оказалось по-настоящему жутким. Это раскрывается как раз в момент монолога Макс, когда она вроде бы следует плану, а фактически раскрывает, что хочет всего того, что ее ждет… Эта тяга к саморазрушению вообще неотъемлемая часть любого думающего человека. Ну а то, что в каждом из нас есть то, что преследует нас всю оставшуюся жизнь, за что мы сами себя клеймим годами, что не дает покоя… вот это очень сильно роднит нас как с Макс, так и с остальными жертвами злодея из Изнанки.
Эдди Мансон… Как только четвертый сезон завершился, на братьев Даффер обрушился шквал негодования оттого, что сделали с персонажем Эдди, а музыканты «Металлики» подарили актеру, исполнившему роль, гитару. И, скажу я вам, вот тут я присоединюсь к тем, кто негодует. Хоппера, блин, оставили на ровном месте, а Эдди – бахнули. Как так?
Отдельно хочу отметить музыку Кейт Буш. Она и раньше нравилась, а тут просто попала в настроение. Сейчас на повторе очень часто. Сразу появился мем, где молодежь в 1985-м спрашивает у Кейт, что это такое она поет, а она, слегка перефразируя Марти Макфлая, отвечает: «Вы сейчас не поймете, но вашим детям это очень понравится».
В целом же четвертый сезон «Очень странных дел» по своему послевкусию схож со старым добрым «Твин Пиксом». Возможно, это только у меня так? А у вас?
Понравилась статья? Тогда отправляй свой очень странный ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут просто море интересного, а в планах – еще больше. И друзей приводи, конечно. Всех обнял-приподнял.