Найти в Дзене
Мифология

Аспид и Василиск в мифологии и легендах

Оглавление

В русском языке аспид давно перестал быть собственным именем и пишется с маленькой буквы. С греческого языка слово «аспид» переводится, как ядовитая змея. В стародавние времена Аспидом звался коварный страшный змей, которые держал в страхе людей и одно лишь упоминание о нем, вызывало дрожь по всему телу.

Аспид — кто это?

Мир полон легенд, мифов и преданий. Слыша очередной рассказ, невольно задумываешься, сколько капель правды, а сколько лжи собрал он. Легенды о страшном змее, которые разрушал все на свое пути, дошли и до наших дней. Аспид, это на самом деле кто, — олицетворение дьявола, змей искуситель из Библии, реально существовавший огромный дракон или Змей Горыныч? Мог ли существовать Аспид на самом деле?

Кто такой Аспид в Библии?

Кто заставил Еву отведать сладкий запретный плод? Библейское предание, о змее искусителе, одно из древнейших упоминаний об Аспиде. Это чудовище, чаще других упоминается в библейских рассказах и богословских книгах:

  1. Предстает он ядовитой змеей песчаного цвета, с черно-белыми пятнами и рогами.
  2. Встречается еще в виде крылатого дракона, у которого есть две ноги, птичий клюв и змеиный раздвоенный язык.
  3. Аспид в Библии отражает лик дьявола.

Аспид — мифология

Древние предания повествуют о змее, который опустошал окрестности, убивая людей и животных. Согласно легенде уничтожить его можно было только огнем. Аспид — мифическое существо, и долгое время он являлся не только представителем змеиного семейства, а был олицетворением ужаса и смерти. В мифах используя заклинания Аспида можно было ввести в транс, поэтому одно ухо он постоянно прижимает к земле, а другое затыкает хвостом.

Аспид и Василиск

В Библии враг представал зачастую в образе змеи. Василиск упомянут в 90 псалме «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». По легенде из яйца, которое снесет черный петух и высидит жаба на навозе, вылупится Василиск. В преданиях он изображен с головой петуха, туловищем жабы и хвостом, как у змеи, на голове, похожий на корону хохолок красного цвета. Основное оружие, которое может уничтожить чудовище, было зеркало, способное убить Василиска его же собственным отражением. Аспид и Василиск – это ядовитые змеи, но вместе с этим, еще библейские и мифические существа.

-2

Аспид — славянская мифология

Прошел слух, что змей летит, земли разорять будет. Испугались все, не спрятаться от него, погибель верная ждет. Но знал мудрец, как одолеть Аспида, что боится змей звука труб и огня и не садится на землю. Приказал он выковать труб медных и клещей железных. Прилетел Аспид, обрадовался легкой наживе, как тут затрубили десятки труб из глубокой ямы, под решеткой в ней трубачи спрятались. Испугался змей труб, налетел на яму, а оттуда десятки раскалённых клещей начали вонзаться ему в спину, лапы, крылья. Испугалось чудовище и улетело. Больше на славянской земле его никто не видел.

Разные народности по-своему представляли коварного змея. В египетской мифологии считается, что от яда Аспида погибла царица Клеопатра.Славянская мифология богата красочными рассказами и змея в преданиях представляли по-разному. Аспид, в древних мифах, скорее, существо собирательное, олицетворяющие в себе темные силы. Так ли далеки мифы от реального стечения дел, сказать историкам сложно:

  1. Славяне видели монстра соразмерного змее, но при этом с птичьим носом, двумя хоботами и крыльями, переливающимися, как самоцветные камни.
  2. По одному из мифов крылья чудовища состояли из пластин драгоценных камней: сапфиров, изумрудов и алмазов. Тело у змеи было угольно-черное.
  3. Аспид в славянской мифологии сравнивается со Змеем Горынычем.
  4. Чернобога, который командовал ударными легионами войска тьмы, также славяне сравнивают с крылатой змеей – Аспидом.
  5. Аспид никогда не ступает по земле потому, что она отказывается принимать порождение дьявола. Змею не может убить ни одно оружие, тем более стрела обычного человека, не поможет и сварогов молот.

Аспид — легенда

Змей, проживавший в Черных горах, решил выйти из пещеры, в которой пребывал долгие годы. Он взлетел высоко-высоко и похитил у Дажьбога трех прекрасных девушек. Но пропажа красавиц была быстро обнаружена, и сам Дажьбог бросился догонять чудище и выручать их. Разразилась большая и серьезная битва, по итогам которой прекрасных дев получилось вызволить из плена змея. Тогда змей придумал новый коварный план и украл три земные царевны, и чтобы никто и никогда не смог прийти к ним на помощь, спрятал красавиц в Царстве Кощея.

Могучие богатыри бросились выручать царевен из плена и уже почти добрались до них, но одержать победу над Аспидом так и не смогли. Но получилось у богатырей выгнать змея из подземелья, на земную поверхность, где поджидали его могучие воины. Им удалось обезглавить змея и сжечь его. Обратился прах его в могучую гору. С тех пор Аспид, крылатый змей, больше не тревожил людей.

Толкования Священного Писания

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (дракона) 

Не приблизится, говорит, к тебе, человек, имеющий прибежищем своим Бога, никакой ядовитый, или плотоядный зверь, как это ясно открылось на многих святых, о чем повествуют жизнеописания, или повествования о них. В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей и попранием их Давид выразил победу над злом. Под аспидом можно разуметь клевету, которая на подобие аспида изрыгает яд в уши людей на оклеветываемого ею. Василиск есть зависть; потому что как василиск в глазах имеет вред, так и зависть одними глазами вредит тем, которым завидуют. Лев есть жестокость и безчеловечие. Змий (дракон) есть ярость по причине пламенности, остроты и действия. Все таковые страсти победит праведник и нисколько не получит от них вреда. И демон также есть аспид, василиск, лев и дракон; потому что все таковые вредные действия, производимые сими зверями, имеет в себе и он. 

И по словам Великого Афанасия, Кирилла и Диодора под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам Евсевия: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова Нисского: Кто попирает ярость, тот попирает льва—cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах.

Василиск

Василиск (Пс. 90, 13) (по-евр. петен, шефафон, цефа, цефбиони) – пресмыкающееся, из вида змей, и притом самых ядовитых. Всякий может узнать его по шипению. Он не изгибает тела, когда ползет, а прямо выступает. Отечество его – Верхний Египет, но он водится и в Палестине. Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто поест их. Василиск обыкновенно скрывается в песке, от которого немного отличается своим бурым цветом и только по торчащим рожкам делается заметным. При малейшем прикосновении к василиску он выскакивает и быстро схватывает свою добычу. 

В Библии с василиском (аспидом) сравнивается смерть Ахаза для филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис. XIV, 29). Езекия действительно прогнал филистимлян. Точно так же высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела иудеев, которые принесут им большой вред. Высиживают (они, т. е. иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрет, а если раздавит, выползет ехидна (Ис. LIX, 5). Пророк Иеремия с василисками сравнивает халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных иудеев за их нечестие (Иер.VIII, 17).

Такое создание, как Василиск, мифология описывает как весьма опасную и неприятную сущность. Если верить старинным преданиям, то это чудовище, которое имеет черты петуха, жабы, летучей мыши, дракона, и от взгляда его каменеет всё живое. Однако являются ли Василиски реальными змеями или это только мифический дракон из сказок?

Как выглядит Василиск согласно мифам

Как выглядит Василиск? Легенды описывают нам это существо как большое чудовище, у которого голова петуха, жабьи глаза, крылья летучей мыши и тело дракона

Стоит сразу отметить, как и в случае с фениксом и эльфами, данный образ трансформировался на протяжении всей истории человечества, и к нему добавлялись новые особенности. Однако на сегодняшний день Василиска представляют именно таким.

-3

Голова петуха и тело дракона

Считается, что если это существо посмотрит на человека или животного, то жертва тут же превратится в камень. Есть единственное оружие, которое позволяет справиться с этим мифическим монстром — это зеркало. Люди верят, что если монстр увидит свое отражение, то тут же погибнет.

Обитает чаще всего Василиск в глубоких пещерах. К счастью, Василиск не питается животными и людьми, рацион его питания составляют только камни. Подобно троллям, мистическая сущность не выходит на поверхность днем, покидает свою пещеру лишь в темное время суток.

Основные враги чудовища — это единороги, так как они слишком чистые животные (откуда возник этот миф, неясно), пауки и петух, нечисть не переносит крик этой птицы.

Змей Василиск в Библии

-4

Самое раннее упоминание о данном чудовище встречается еще в Библии. В переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий и латынь это слово встречается несколько раз. Однако образ, который нам изображается в Библии, отличается от того, который описывается сегодня. Подобная сущность иногда описывалась еврейским словом «сараф», что переводится как «жгучий» и может символизировать ядовитую змею.

Кроме этого, Кириллом Александрийским было сделано уточнение, что данное животное может являться детенышем аспида. Есть мнение, что слово «аспид» является синонимом слова «василиск».

-5

Аспид — ядовитая змея

В свою очередь под словом «аспид» зачастую подразумевали любую ядовитую змею. Хотя на сегодняшний день очень тяжело сказать, с какой из них была ассоциация. Можно предположить, что это действительно были кобры, аспиды или змеи из семейства гадюк.

В то же время мы встречаемся с одной несостыковкой. Два стиха из Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют Аспида и Василиска. Поэтому весьма непросто угадать, с какой именно змеей отождествлялась данная мифическая сущность.

Иоанн Кассиан говорил о том, что сама эта сущность является символом дьявола, чёрта. А яд его — это зависть и злоба.

Античные представления о драконе Василиске 

Еще в четвертом веке до нашей эры Аристотелем упоминался небольшой но очень ядовитый змей, который почитался в Египте. Особенность его была в том, что как только существо начинало шипеть, любые животные, змеи сразу начинали разбегаются в разные стороны.

Согласно мифу, обитал этот Василиск в окрестностях Кирениака. Это существо в длину не более 30 сантиметров, на голове у него находится белое пятнышко. Есть также гипотеза о том, что на самом деле существо желтого цвета, а на голове у него наросты. Василиску приписывали самые различные особенности. Считалось, что передвигается он приподнимая наверх среднюю часть, что несвойственно змеям.

Люди считали, что убивает это существо с помощью яда, взгляда, может поджигать растения и разрушать камни. Еще одна теория гласит о том, что появилось это существо из крови убитой Медузы Горгоны, которая, как известно, умела превращать живых в камни взглядом.

Существует древняя легенда, описывающая столкновение воинов и магического существа. Она гласит, что всадник решил поразить Василиска копьем, но тут же умер, так как яд просочился через копье и убил всадника. Но другой же воин был более смышленым, он не только разрубил Василиска мечом, но и тут же отрезал себе руку, чтобы не умереть от яда чудовища.

Демокрит писал о том, что один из злейших врагов Василиска — это ласка. В далекие времена люди считали, что эти животные могут убить чудовище одним своим запахом. Залезая в нору, ласки убивают монстра, но сами также при этом погибают.

Во 2 веке до нашей эры появилась теория, что умереть Василиск может, услышав крик петуха. Вроде как считалось, что с помощью глаз и крови василисков можно делать различные амулеты и волшебные отвары.

В античном мире люди считали, что появляется на свет магическая сущность из яйца птицы ибис. С ней была также связана легенда, которая гласила, что птица ест змеиные яйца, а свои собственные иногда также откладывает через клюв.

Это поверье зачастую объяснялось так: поедая ядовитые змеиные яйца, птицы заражают змеенышами свои собственные яйца. Поэтому в Древнем Египте нередко люди находили яйца этой птицы и разбивали их для того, чтобы на свет не появлялись Василиски.

Змей-петух из Средневековья 

В средние века, как это обычно происходит, образ Василиска немного изменился. Согласно легендам, которые дошли из этих времен, Василиски появлялись на свет из яиц, которые несет старый петух. Причём находиться яйцо должно быть в навозе, а высиживать его должна была жаба.

-6

Василиск из новелл «Римские деяния»

Представление о том, как именно выглядит чудовище, также значительно изменились. Теперь, из ядовитой и опасной змеи, Василиск превратился в петуха со змеиным хвостом. В редких случаях указывалось, что у него туловище как у жабы. Однако в некоторых случаях оказывалось, что у него всё -аки было туловище дракона.

Первое упоминание именно о таком чуде встречается в начале 13 века. Несмотря на то, что считалось, что победить такого змея-дракона можно с помощью зеркала, возникали вопросы, почему до сих пор существа не уничтожили друг друга.

Тем не менее подобные сомнения не помешали в 13 веке появиться сборнику новелл «Римские деяния». В них входили легенды, в которых Василиск, расположившись на вершине крепости либо горы, поражал своим взглядом различных воинов. Человеком, который впервые приказал сделать зеркало, с помощью которого удалось победить монстра, является Александр Македонский.

Бытовало также мнение, что Василиск на самом деле петух, у которого драконьи крылья, когти тигра, хвост ящерицы, клюв орла и ярко зеленые глаза. На голове у монстры располагается алая корона. По всему туловищу у Василиска черная, напоминающая чешую щетина.

Подобное существо встречается и в литовских сказках. Там есть легенда о летающем змее Айтварасе. Согласно истории, появляется он на свет из яйца, снесенного чёрным петухом. Предварительно это яйцо должно пролежать в доме на протяжении 7 лет. Считается, что сущность может приносить хозяевам дома, где пролежало яйцо, деньги и продукты питания.

У поляков было мнение, что такое существо было создано самим дьяволом. Благодаря тому, что люди винили петухов в рождении Василисков, в эпоху Возрождения было проведено даже несколько судебных заседаний, на которых черные петухи были приговорены к смерти.

Кстати, в Средневековье существовал еще один метод, позволяющий избежать смерти от взгляда Василиска. Для этого необходимо было смотреть на сущность из-под стеклянного прозрачного сосуда.

В Средневековье весьма популярны были различные чучела Василисков. Для этого нередко использовались тела морских скатов.

Можно с точностью сказать, что Василиск — это зооморфное изображение беса либо дьявола. Заявление о том, что чудовище, похожее на дракона, змею, льва, жабу, существовало на самом деле, вряд ли можно считать достоверными, ведь никаких фактов, подтверждающих это, у нас нет. Поэтому логично предположить, что на самом деле подобные удивительные и ужасные качества приписывались самым обычным ядовитым змеям, которые в далекие времена сильно пугали людей.

Василиск — мифологическое существо, которое упоминается в различных источниках, в том числе и в славянской мифологии. Первые упоминания василиска относятся к Библии и «Естественной истории» Плиния Старшего.

По мнению историков, в первых своих упоминаниях василиск представляется, как некая очень опасная и ядовитая змея, которая наделена мифическими или сверхъестественными чертами. Вполне возможно, что изначально под названием «василиск» подразумевали обычную змею, например кобру, однако впоследствии она приобрела более мифологические или сказочные черты, которые определили его в список мифологических существ. Например в Книге пророка Исаии говорится, что василиск — это зародыш аспида, который находится в яйце, но при этом очень опасен. Согласно разным переводам и разным упоминаниям, можно прийти к выводу, что в древности так могли называть именно змей или особую разновидность змей — аспида, кобру или гадюку, однако точное толкование существа из древнехристианских упоминаний, затруднительно.

-7

В античной мифологии считалось, что василиски рождаются из яиц птицы ибис, которая пожирает ядовитых змей. В результате на свет появляются диковинные и опасные создания. Такое поверие, по мнению исследователей, появилось от того, что ибисы питаются змеями. В древнем Египте даже существовал обычай разбивать яйца ибисов, чтобы из них не вылупились василиски.

Василиск в славянской мифологии

Сложно сказать, как василиск попал в славянскую мифологию. Пришло ли это название в с приходом на Русь христианства? Или таким именем стали называть некое мифологическое существо, которое было в мифологии славян ещё в языческие времена, но имевшее иное название?

-8

В пользу второго варианта говорит то, что на Руси василиском стали называть не просто опасную змею или гигантского змея, а существо с очень необычными чертами. Историки славянской истории находят описание василиска, как диковинного существа, который выглядит ка петух, но у которого есть крылья дракона и хвост змеи (ящерицы).

Однако в пользу первого говорит то, что такое поверье сложилось достаточно поздно, в средние века, с приходом христианства , и очень похоже на искажённое поверье в полузмеев-полуибисов древнего Египта.

У лужичан это существо приняло достаточно диковинный вид — петух с крыльями дракона или крыльями летучей мыши, хвостом змеи, клювом орла, когтями тигра и зелёными глазами. Также в описании василиска фигурирует красная корона на голове и чёрная чешуя по всему телу.

Поверье в петуха-змея появилось в средние века. Так, например, существовало поверье, что василиск рождается из яйца, которое снёс старый петух в навоз и которое высидела жаба. Описания существа разнятся. Одним из вариантов является облик змея с хохолком как у петуха. В другом варианте — это петух, который имеет змеиный хвост. Позднее народная фантазия приписала петуху со змеиным хвостом ещё и драконьи крылья.

Также Василиску приписывалось ядовитое дыхание и смертоносный взгляд. Интересны и поверья в то, как можно уничтожить василиска. Сделать это можно либо поставив перед собой зеркало, чтобы василиск убил самого себя взглядом (заимствование из поверья в Медузу Горгону), либо увидев василиска первым.

Существует ли змей Василиск в наше время, легенды, факты за и против

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Кто такой василиск в Библии? Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого называли василиском в Библии. Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги. Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17 ). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).

Слово василиск

Слово состоит из 8 букв: первая в, вторая а, третья с, четвёртая и, пятая л, шестая и, седьмая с, последняя к, 

Слово василиск английскими буквами(транслитом) — vasilisk

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с 
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а 
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в 
  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и 
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л 
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к 

Значения слова василиск. Что такое василиск?

Василиск

Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название).

ru.wikipedia.org

ВАСИЛИСК — мифическое сверхъестественное существо, символизирующее инфернальный мир. Название производно от греческого «базиликос», что подразумевало его статус как короля змей.

Символы, знаки, эмблемы. — 2005

Василиск В римской мифологии василиск — чудовищный змей, обладавший сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы.

Античный мир. Словарь-справочник Православная энциклопедия

Василиск (Пс. ХС, 13) (по-евр. петен, шефафон, цефа, цефбиони) — пресмыкающееся, из вида змей, и притом самых ядовитых. Всякий может узнать его по шипению. Он не изгибает тела, когда ползет, а прямо выступает. Отечество его — Верхний Египет…

Библейская энциклопедия. — 2005 Военная энциклопедия. — 1911—1914 Православная энциклопедия

Василиски

Васили́ски, или базили́ски (лат. Basiliscus) — род ящериц из семейства Corytophanidae. Насчитывают четыре вида, распространённых в тропической Америке, в частности в Гвиане, Коста-Рике и Панаме.

ru.wikipedia.org

Василиски (Basiliscus), род пресмыкающихся семейства игуан отряда ящериц. У взрослых самцов на затылке высокий клиновидный кожаный вырост; вдоль спины и передней трети хвоста кожаный гребень…

БСЭ. — 1969—1978

Василиск Команский

Васили́ск Кома́нский (греч. Βασιλίσκος) — христианский святой, мученик. Был племянником святого мученика Феодора Тирона пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311).

ru.wikipedia.org

Василиск Сибирский

Василиск Сибирский (Туринский, в миру Василий Гаврилович Гаврилов; ок. 1740, деревня Иванищи близ Калязина — 29 декабря 1824, Туринский Свято-Николаевский монастырь) — сибирский пустынножитель…

ru.wikipedia.org

Василиск (император)

Православная энциклопедия

Василиск — византийский император, брат императрицы Верины, жены бывшего византийского императора Льва I, в 475 г. отнял императорскую власть у Зенона Главриянина, который бежал, прихватив с собой казну империи.

ru.wikipedia.org

Василиск (шурин византийского императора Льва I) отнял императорскую власть у Зенона Главриянина в 475 г., но вызвал своею жестокостью такую ненависть, что Зенон без кровопролития мог снова занять престол в 476 г.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Гнедов, Василиск

Васили́ск Гне́дов (настоящее имя — Васи́лий Ива́нович Гне́дов; 6 марта 1890, слобода Маньково-Берёзовская Донецкого округа области Войска Донского — 5 ноября 1978, Херсон) — русский поэт-авангардист, один из лидеров движения эгофутуристов.