Среди жаркого лета вспомнилась суровая воркутинская зима. У тех, кто жил в Воркуте, и, вполне возможно, у многих других в памяти осталась "Рыжковская пурга", самое страшное стихийное бедствие, постигшее заполярный город.
8 февраля 1990 года Воркута оказалась во власти невиданной ранее пурги. И именно в этот день в город прилетел глава Совета Министров СССР Николай Рыжков. Стихийное бедствие, позже прозванное «рыжковской пургой», нанесло городу серьезный экономический урон и унесло человеческие жизни.
Синоптики предсказывали непогоду заранее, однако вряд ли кто-то мог предположить, что к шести часам дня скорость ветра достигнет 40 метров в секунду. Обычно во время сильной пурги незамедлительно прекращалось движение пассажирского транспорта на так называемом Воркутинском кольце (трассе между городом и горняцкими поселками).
Но в тот раз распоряжение о прекращении транспортного сообщения запоздало. В итоге на трассе в снежном плену оказались десятки автобусов с людьми.
Я накануне, вернувшись с работы, обнаружила, что увезла чужие ключи. А погода уже испортилась. Я уговорила мужа ехать на Комсомольский рано утром, чтобы отдать злосчастные ключи. Когда мы приехали, школа оказалась закрытой, всех работников из-за штормового предупреждения отпустили домой. Мы развернулись и помчались домой. Слава ругает меня. А ветер уже шквальный прямо нам в лобовое стекло, ехать не дает. Снег валит так, что не видно абсолютно ничего. К нам подсели два попутчика до Воргашора. На повороте один мужчина вышел, чтобы идти впереди и показывать нам дорогу. Не успел он вылезти из машины, с его головы сорвало шапку. Догнать не получилось. Он повязал голову шарфом, одел капюшон и продолжил нас вести. Кое-как добрались до дома, он у нас рядом с дорогой.
Попутчики пошли по домам, пробиваясь через шквалы ветра. Шаг вперёд, два шага назад. А мы со Славой переступив порог, облегчённо вздохнули. Андрюша уже испереживался, ждал нас, выглядывая в окно, в котором не было видно абсолютно ничего. На Воргашоре пурга беды не наделала, у нас было и тепло, и светло, чего не скажешь о других поселках.
Тем временем стихия разрушила городское электроснабжение, повредила линии, которые питали местный водопровод. Без воды и электричества оказалась обогревающая Воркуту ТЭЦ-1.
А ведь зимние температуры в заполярном городе довольно экстремальные: средние значения февраля составляют 30 градусов, нередко термометр показывает минус 40 и ниже. Пурга поставила 115-тысячный город на грань гибели. Но вьюга и не думала утихать.
Операцию по спасению города возглавил лично Рыжков. Местные энергетики надеялись, что хотя бы часть линий уцелела, и можно будет собрать из них одну цепь. Поиск обрывков проводов шел всю ночь, но безуспешно. В условиях нулевой видимости и при сильнейшем ветре отыскать повреждения было невозможно.
Вечером, уже в сумерках, бригада энергетиков все-таки смогла найти разрыв на ведущей к водопроводу линии электропередач. И хотя были опасения, что эта авария может оказаться не единственной, к счастью, все обошлось.
В это время воркутинцы выживали как могли. Свет в холодных квартирах обеспечили свечи, которые горожане достали из своих запасов. Еду, в том числе молоко для детей, разогревали на спиртовках.
Вечером 9 февраля в домах жителей наконец-то появились тепло и свет. Генеральный директор "Комиэнерго" Михаил Косолапов был убежден: Воркуту спасли не только сотни людей, которые помогали пострадавшим и искали повреждения на линии, но и премьер-министр Рыжков, по свидетельству очевидцев, действовавший в те нелегкие дни спокойно и уверенно, не растерялся и смог принять правильное решение.
Позже его самолет пошел на взлет с запорошенной вьюгой полосы. Говорят, участвовавшие в операции по спасению города вездеходы так и не успели ее расчистить. Летчики же решили рискнуть только по личному указанию премьера.
Что касается погибших, тех, кто замерз в ту страшную пургу, то точное их количество до сих пор неизвестно. Кто-то называет цифру в 10 человек, кто-то – 15. Третьи и вовсе склоняются к версии о десятках жертв. Возможно, некоторые последствия той жуткой метели так и останутся в тайне.
Пурги в Воркуте - обычное явление. Объявляют по радио штормовое предупреждение, распускают по домам школьников и студентов, а иногда и взрослых, чтобы им не ночевать на работе, перекрывают движение автотранспорта по воркутинскому кольцу. Опоздавшие машины и автобусы собирают в колонну, впереди идёт снегоочиститель, сзади бульдозер. Люди стараются не выходить из дома. Разве что в магазин за хлебом сбегают прозапас.
А эта пурга была прямо-таки смертельная, натворила беды. Потом на дороге находили занесённые машины, перевёрнутые вверх колесами, лежащие на боку, а в них замёрзших людей. А сколько народа обморозилось и потеряло здоровье в ту пургу! Вот такая жуткая история.