Найти тему
Православие.ONE

Старец Феодор: "Чтоб отстать от злых дел, надобно – не обижать друг друга и ..."

Оглавление

Этот святой происходил из известного дворянского рода Ушаковых. Праведный Федор Ушаков был его племянником. Сам же преподобный, которого так же звали Феодором (Санаксарским) (1718–1791) с юношеских лет тянулся к вере, все его мысли были устремлены к посвящению себя Богу.

Однажды после службы он тайно переоделся в нищенскую одежду и ушел на берега Северной Двины. Там в лесах он нашел заброшенную келью, где прожил три года.

Всё это время он проводил в молитве и посте, смиряя плоть. Он мало что вкушал, и некоторые крестьяне, заметив его там, тайно приносили скудную пищу, чтобы подвижник хоть что-то вкушал, кроме воды.

В это время ему исполнилось двадцать лет.

Потом он отправился в Саровскую пустынь. Он был настолько измождён, и с виду безумен, что его братия не принимала подвижника, но лишь до тех пор, пока он по благословению настоятеля стал читать Псалтирь. Услышав его, все поняли, что это Божий человек.

Тогда его поселили в удиненной келье в лесу, но там его нашла сыскная команда. При допросе он сознался, что ушел из Преображенского полка, и его отправили в Петербург.

Когда его привезли в Петербург, то гвардейцы не узнали своего товарища. Трудно было узнать блестящего преображенца в этом человеке с бледным сухим лицом, во власяной одежде, подпоясанной ремнем.

Императрица Елизавета Петровна, выслушала тогда подвижника и отправила его в Александро-Невскую Лавру. После трехлетнего послушания Иван (его имя в миру) был пострижен в иночество, с именем Феодор, в присутствии императрицы.

Стоит отметить, она очень милостиво относилась к Феодору, а он продолжал нести подвиг и вести подвижническую жизнь.

-2

Тогда петербуржцы стали ходить за духовными советами к отцу Феодору. Сначала он избегал этого, но позже смирился и стал принимать людей.

Большое стечение народа вызвало зависть у монахов и они донесли на него в епархию, якобы отец Феодор мешает жизни в обители. Но проверив его, оказалось, что кроме духовной пользы и добра, ничего иного отец Феодор не приносит. И было велено продолжать принимать народ.

Но зависть братии была настолько сильной, что они выжили отца Феодора, который в 1757 году отправился в Саровскую пустынь. Прожив два года в пустыни, он попросил, чтобы ему дали захудалую и обедневшую Санаксарскую обитель. Ему там очень нравилась красота местоположения и совершенная ее уединенность.

В 1759 году вместе с учениками он переселился в обитель, которую восстанавливать пришлось из руин.

13 декабря 1762 года преподобный, по желанию епископа, был рукоположен в иеромонахи с назначением настоятелем Санаксарским.

Когда отец Феодор служил, то сиял необычной красотой. Он с глубоким благоговением служил в храме. Всегда был тверд и просил читать на службах неспешно, раздельно, так чтобы все понимали, что в данный момент совершается. Службы длились долго, в общей сложности доходило до 9 часов в сутки (Литургия, Вечерняя, молебны, панихиды).

Но на удивление никто не уставал. При таком внятном чтении, молящиеся чувствовали особую в себе силу и усердие, и не скучали долготой служб.

-3

Братия обители свидетельствовала, что при выходе от отца Феодора чувствовалась в душе какая-то приятная свобода и тишина.

Достойная жизнь подвижника, по промыслу Божию, была увенчана подвигом неповинного страдания.

Один воевода пожелал иметь духовником отца Феодора. Три года он внимал советам старца и вел духовную жизнь, но затем стал нерадеть о душе. Стал грешить так, что стал притеснять народ, занялся поборами и прочими делами. Тогда старец попросил его одуматься. Но воевода настолько ополоумел, что написал донос на отца Феодора, что якобы тот, его называет грабителем и притесняет его. В итоге возникло дело, доходившее до Сената и Синода – и вскоре вышло повеление: преподобного Феодора отправить в Соловецкий монастырь.

Девять лет провел на Соловках оклеветанный отец Феодор. Позже митрополит Санкт-Петербургский Гавриил доложил о его деле императрице, и старцу разрешили возвратиться в Санаксар.

Но и здесь зависть уже возникла у нового настоятеля к отцу Феодору. К нему же люди идут за советом, он и постник, и молитвенник. И этот настоятель донес на отца Феодора епископу, что тот, производит смущение в обители и надо это прекратить немедленно.

Духовным чадам было запрещено посещать старца, а самому старцу запретили ездить в устроенную его трудами Алексеевскую общину.

Пять лет его изводил новый настоятель и лишь по его смерти, отец Феодор получил покой.

Преподобный Феодор тихо скончался 19 февраля 1791 года, на 73-м году. Мощи его почивают в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре.

-4

Духовные завещания преподобного Феодора Санаксарского

1. Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает. Первая, чтоб любить Бога всем сердцем и всею душою, и всем помышлением; и вторая, – ближнего любить, аки самого себя, жить не себе точию, а и ближнему послужить. И не иметь пристрастия. Если бы жили вы так, в исполнении заповедей Божиих, то присвоили бы себе Духа Божия; а если вы так не живете, то присвоиваете себе духа вражия.

2. Чтоб отстать от злых дел, надобно – не обижать друг друга, не красть чужого и не захватывать каким-либо обманом, не лгать, не иметь ссоры между собою, не гневаться, не злопамятствовать, не быть блудным, ни пьяницею, ни смехотворцем и празднословцем; не быть скоморохом и плясуном, не заниматься волшебством и другими нечестивыми делами, и в болезнях не прибегать к знахарям и наговорщикам. Все сие противно Богу.

3. Смирение состоит в том, чтоб не думать о себе ничего великого и высокого как пред Богом, так и пред людьми: пред Богом потому, что всегда ты грешник, хотя бы что и сделал доброе, но должен знать, что сделал это (доброе) не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову апостола: «не яко довольни есмы от себе помыслити что (благое), но довольство наше от Бога» (2Кор. 3, 5). Поэтому отнюдь не думай о себе что-либо великое, а более всего помни слово пророческое о себе: «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

4. Пред людьми почитай себя последним и, живя в братстве, все последнее избирай: люби последнее между ними место, упреждай поклоном братию, одежды люби самые простые, и всякие трудные дела исправляй безропотно, и молчание храни: если что и скажешь необходимое, то и говори степенно, кротко и со смирением. Будучи укоряем и терпя досаду от других, не гневайся, а только думай, что ты самый последний и раб всем: вот в чем совершенное смирение.

5. Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). И еще: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

6. Воздержание есть умеренность во всем, кроме необходимого, и удержание излишних похотений, по слову апостола: «плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). Воздержание необходимо в разных отношениях: в отношении к чреву, к языку, зрению, слуху и ко всякой мысленной похоти плоти и духа.

7. Заповедуя иметь всегдашнюю молитву, Божественный апостол разумеет молитву умную, а не одну словесную, ибо молитва двоякая: одна словесная, а другая умная; словесная молитва временная, то есть сколько кто и в какое время хочет – и молится, а молитва умная всегда может быть совершаема, по слову апостола: «аще ясте, аще ли пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите» (1Кор. 10, 31); то есть во всякое время Господа Бога своего помните (благодарно-молитвенно. Молитва не в (одних) поклонах состоит, но ей споспешествуют добрые дела. Молиться всегда и везде можно, ходя и сидя... Молитва есть возношение ума к Богу; при этом просить должно благость Его об отпущении грехов, говоря: «Господи! отпусти мне согрешения мои и не лиши меня Своего милосердия, даруй мне победу и одоление на врага и на все страсти». Так надобно просить Божией помощи, а самим-то жить хорошенько. Я всегда вам говорю: молитва ваша будет бесполезной, когда не будете жить хорошо; молиться молитесь, а сами не стараетесь о своей жизни, живете в лености, так и молитва ваша ничто.

8. Тот внимает себе, кто не вникает в чужие дела безвременно, бесстыдно и любопытно. Внемлите себе: глаза бесчинные, похотливые и лукавые не видят своих падений, но чужие; своих грехов не замечают, а чужие погрешности ясно видят; своих дел вовсе не хотят и знать, а других обвиняют; при чужой погрешности воспламеняются ревностию, а при своей виновности охладевают; кратко сказать: по слову Господа – таковые очи бревна в себе не чуят, а в других видят и сучец.

9. Пусть думает о себе человек, что он грешен, а мщение ненавидит. Кто прощает другим, тот освободился муки, предварил Судию, избег суда, приготовил себе прощение прежде, нежели.

10. Чистым от греха быть – значит не только от греховного дела себя сохранять, но даже и в помысле к этому делу не склоняться, по слову Господню: "блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят".

-5

Преподобный Феодор часто повторял слова Евангелия:

«Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в Царствие небесное; но творяй волю Отца Моего» (Мф. 7, 21).

Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!

Старец Николай Гурьянов: "Не огорчайтесь, Роднуша! Нас ждут ангелы и святые, Господь и Царица Небесная"
Православие.ONE
16 августа 2022