Найти в Дзене
Тимур Морозов

HIMARS и с чем его едят

В настоящее время существует большой, скажем так... Большой интерес к американской M142 HIMARS (высокомобильная артиллерийская ракетная система) и ее возможностям. Мнения, что вполне предсказуемо, варьируются от "оружие богов, не имеющее себе равных!" до "задыхается, но наш Смерч...". Поэтому я решил опубликовать небольшую статью о HIMARS.

Созданием легкой высокомобильной РСЗО на колесном шасси американская армия озаботилась в начале 2000-ых. Причина была проста: «классическая» американская самоходная ракетная установка M270 MRLS (англ. Multiple Launch Rocket System — Ракетная Система Залпового Огня) на гусеничном ходу была... тяжеловата. И не слишком-то подходила для поддержки аэромобильных бригад, оснащенных легкой колесной бронетехникой.

Ракетоносные черепашки на марше.
Ракетоносные черепашки на марше.

Не мудрствуя лукаво, фирма Lockheed Martin (один из производителей исходной MRLS) просто взяла стандартную коробчатую направляющую от M270, урезала ее вдвое — направляющая M270 вмещала два пакета боеприпасов MFOM, направляющая HIMARS вмещает только один — и установила на шасси полноприводного грузовика. За счет этого удалось уменьшить массу на 10 тонн (16,2 тонны HIMARS в сравнении с 25 тоннами MRLS) и уложить всю систему в габариты грузового люка транспортного самолета C-130 "Hercules". Для сравнения, M270 MRLS могла перевозиться только тяжелыми транспортными самолетами, вроде С-5 «Galaxy».

При этом система сохранила полную совместимость с оригинальной MRLS по используемым боеприпасам. В HIMARS может быть установлен любой пакет боеприпаса, подходящий для MRLS. И наоборот. Модульная архитектура HIMARS/MRLS позволяет запускать с нее любые типы боеприпасов, транспортно-пусковые контейнеры MFOM которых подходят к ее пусковой установке. За счет этого, достигается очень высокая тактическая гибкость системы.

-3