В настоящее время существует большой, скажем так... Большой интерес к американской M142 HIMARS (высокомобильная артиллерийская ракетная система) и ее возможностям. Мнения, что вполне предсказуемо, варьируются от "оружие богов, не имеющее себе равных!" до "задыхается, но наш Смерч...". Поэтому я решил опубликовать небольшую статью о HIMARS.
Созданием легкой высокомобильной РСЗО на колесном шасси американская армия озаботилась в начале 2000-ых. Причина была проста: «классическая» американская самоходная ракетная установка M270 MRLS (англ. Multiple Launch Rocket System — Ракетная Система Залпового Огня) на гусеничном ходу была... тяжеловата. И не слишком-то подходила для поддержки аэромобильных бригад, оснащенных легкой колесной бронетехникой.
Не мудрствуя лукаво, фирма Lockheed Martin (один из производителей исходной MRLS) просто взяла стандартную коробчатую направляющую от M270, урезала ее вдвое — направляющая M270 вмещала два пакета боеприпасов MFOM, направляющая HIMARS вмещает только один — и установила на шасси полноприводного грузовика. За счет этого удалось уменьшить массу на 10 тонн (16,2 тонны HIMARS в сравнении с 25 тоннами MRLS) и уложить всю систему в габариты грузового люка транспортного самолета C-130 "Hercules". Для сравнения, M270 MRLS могла перевозиться только тяжелыми транспортными самолетами, вроде С-5 «Galaxy».
При этом система сохранила полную совместимость с оригинальной MRLS по используемым боеприпасам. В HIMARS может быть установлен любой пакет боеприпаса, подходящий для MRLS. И наоборот. Модульная архитектура HIMARS/MRLS позволяет запускать с нее любые типы боеприпасов, транспортно-пусковые контейнеры MFOM которых подходят к ее пусковой установке. За счет этого, достигается очень высокая тактическая гибкость системы.