Найти тему
"Убежище"

Император японского нойза - Масами Акита

Я не намереваюсь пересказывать биографию этого талантливого человека и артиста, так как она есть и во многих других источниках. Напишу лишь, что Акита родился в 1956-ом году в Токио, играл в школьных рок-группах, когда был старшеклассником, а в студенческие годы познакомился с понятиями авангарда, дадаизма и "искусства из отходов". Естественно, эти вещи его не на шутку увлекли, и он решил создавать музыку, максимально далёкую от традиционного прочтения самой музыки. Точнее, такими станут его звуковые эксперименты конца 80-х и начала 90-х годов, а в начале творческого пути Масами играл эмбиент, индастриал и уже упомянутый авангард. На заре карьеры с музыкантом был его друг, с которым он познакомился в университете. Кстати, главный проект Акиты был назван Merzbow (слова Merz + Bau) , что в вольном переводе может означать "строение из отходов" или "здание искусства из отходов". После нескольких лет Merzbow вырос из концепции группы и стал сольным проектом Масами Акиты. Под этой вывеской японец выпускает свои нойзовые релизы и по сей день.

Теоритическая часть подошла к концу. Перейду к практике. А именно: к лучшим четырём альбомам. Перечислять все его релизы нет смысла, так как их - во-первых, очень много, а во-вторых, они, как ни крути, достаточно однообразны, ибо noise.

4 - Animal Magnetism (2003)

Animal Magnetism
Animal Magnetism

Весьма традиционный для Масами плотный саунд, переходящий в шипение и булькающие басовые "стены" жёсткого звука. Высокие частоты, как мне показалось, превалируют над низкими, это для меня не всегда плюс. Отмечу трек Супер-овца (super sheep), понравился! Длина альбома не очень большая, позволяет прослушать за один подход и особо морально не устать. Темы альбома - очарование животного мира, его магнетизм и уникальность. Акита является вегетарианцем и противником ношения натурального меха, поэтому увидеть в дискографии Merzbow простое восхищение живой природой, преобразованное в литры грубого и загадочного шума весьма легко.

3 - Tauromachine (1998)

Tauromachine
Tauromachine

Более трансцендентный и ритмически ясный опыт. Жёсткие композиции чередуются с более мелодичными. С этого альбома есть мощнейший хит всего японского нойза (да и, пожалуй, мирового нойза) - "Cannibalism Of Machine". Эта композиция познакомила меня с Merzbow, и честно говоря, ввергла в ужас (в то время я ещё не был так хорошо подготовлен к нойзу и его специфике и изворотам, а самое жёсткое, что я знал - были... британцы Nurse With Wound). Но теперь я действительно могу получать удовольствие исключительно от звука, не опираясь на смысловые, этические и иные составляющие, хотя... Есть пара проектов, которые я зарёкся слушать, потому что их содержание мне откровенно неприятно. Но такое со мной бывает КРАЙНЕ редко. По поводу Tauromachine - превосходный японский нойз. Ну и оформление диска на высоте.

2 - Pulse Demon (1996)

Pulse Demon
Pulse Demon

"Пульсовый (или пульсирующий) Демон" - очередной альбом цифровой эпохи Merzbow, самой, на мой взгляд, сильной и плодотворной. Из представленных в статье - самый шершавый и мозгоразрушающий. Скромная гипнотичная обложка сохраняет интригу, не показывая никаких данных об исполнителе и его работе. Она кажется безобидной и глубокой. Ровно наоборот обстоит дело с музыкой Merzbow - она кажется, по началу, жуткой и насильственной, но при привыкании (которое может длится от пяти минут до нескольких месяцев) оказывается обволакивающей и высокочувственной. Она похожа на дверь в сознание - психоделичная, безграничная и всегда открытая, но порой даже не рассматриваемая смотрящим. Merzbow водит слушателя по кипящим и свистящим закоулкам, показывает керамические пустыни и нарисованное гуашью небо. Он шепчет и гудит своими проводами, педалями и кнопками. Spiral Blast, Woodpecker 1 и 2, My Station Rock - всё это обязательно для ознакомления с культовым шумовым деятелем.

1 - Venereology (1994)

Venereology
Venereology

Наивно полагать, что я, как фанат андеграунда и враг мейнстрима, не поставлю этот альбом на первое место. Да, он самый известный у Merzbow, но меня это не касается. Здесь не может быть придирок к качеству, к задумке, к реализации и оформлению. Это идеальный japanoise, каким он и должен быть. Это такая же классика жанра, как и Masonna с их адским пулемётным опусом Hyper Chaotic.

Данная пластинка страшновата, идеальна по длительности и очень сбалансирована! Переливчатые путешествия в глубокие и непопулярные эмоции, психологизм и разнородность звуков - главные козыри альбома. Масами, увлекающийся исследованием BDSM и садомазохистских наклонностей, косвенно вложил эти темы в свой релиз, ведь нойз, по-сути, и есть одна большая аудио-игра в "господина и раба"! Я создаю звуковую атаку - и ты терпишь. Я создаю волны - ты привыкаешь. Я использую разные паттерны - ты уже способен добыть из этого радость. Ну и так далее.

***

Японская шумовая сцена - одна из важнейших в истории создания подобной музыки, и уж точно, одна из самых яростных. Ну а Масами Акита - император на этой сцене.

-6
С любимым петушком
С любимым петушком
С фанатками, видимо :3
С фанатками, видимо :3

Долгих лет жизни тебе, Акита!

Ave.

#noise #обзорымузыкальныхальбомов #андеграунд #авангард #музыка #искусство #япония #merzbow