Этого актера наше поколение знало с раннего детства. «Приключения желтого чемоданчика», фильм, где Лебедев сыграл эксцентричного и очень доброго доктора.
Или «Свадьба в Малиновке», где еще достаточно молодой Лебедев сыграл старика Нечипора, который при очередной смене власти в селе надевал подобающий ситуации головной убор, но в целом был настроен за Советскую власть.
И после таких положительных, добродушных персонажей роль жестокого, властного зажиточного крестьянина Якова Алексеевича, не пощадившего собственного сына в новелле «Червоточина» в фильме «В лазоревой степи» по рассказам Михаила Шолохова. До сих пор помню свое ощущение шока после увиденной в фильме правды о гражданской войне. Уже тогда я понял масштаб этого актера и его творческий диапазон.
Но когда я увидел телевизионную постановку Александра Белинского «Записки сумасшедшего» 1968 года по одноименной повести Гоголя, я понял, что Лебедев – это великий актер. Тот случай, когда актер конгениален автору (безусловно, отметим и мастера режиссуры Александра Белинского с его съемочной группой, и блистательного актера Павла Панкова, игравшего роль надзирателя в сумасшедшем доме).
Но этот фильм – безусловный бенефис Евгения Лебедева. Такую гамму чувств вызывает его герой Аркадий Поприщин. Он жалок, но при этом его очень жалко. Он нелеп, глуп, но в то же время вызывает сочувствие, потому что мы понимаем страшное одиночество этого человека. Его сумасшествие – это своего рода побег от унылой действительности, серой жизни мелкого чиновника. В своих фантазиях он свободен от всего этого, он возвышается над повседневностью быта. Даже попав в сумасшедший дом, он не отказывается от своих фантазий, хотя подвергается за это наказаниям.
Лебедев играет с поразительным мастерством и с такой болью это постепенное помутнение рассудка своего героя, что мы, зрители, слушая нелепые, вздорные истории Поприщина, переживаем за него, хотим, чтобы его мучения скорее кончились. Интересно было бы услышать мнение профессиональных психиатров, по-моему, Евгений Лебедев очень точно передал симптоматику заболевания.
Если мы возьмем период с 1967 по 1972 год, то, помимо упомянутых мною героев, в кино Лебедев сыграл таких разноплановых персонажей, как белогвардейский полковник в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет», Мармеладов в «Преступлении и наказании», Бронька Пупков в новелле «Роковой выстрел» в фильме Шукшина «Странные люди» (эта роль шукшинского «чудика», поверившего в свой рассказ о покушении на Гитлера, - одна из лучших киноработ актера). Хотел бы отметить небольшую, но очень выразительную роль отца Чехова, Павла Егоровича в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для одного рассказа».
Какую жизненную школу пришлось пройти этому человеку из семьи священника, который сначала жил как «поповский сын», а затем после гибели родителей в ходе репрессий существовал в статусе «сына врага народа»? И при этом первый его успех на театральной сцене – это роль Сталина в пьесе Дадиани «Из искры…» на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, за которую он вместе режиссером-постановщиком Георгием Товстоноговым получил в 1950 году Сталинскую премию первой степени. А первая его кинороль без упоминания в титрах – это Кащей Бессмертный в фильме «Римский-Корсаков».
Как можно охарактеризовать актера, который мог сыграть кого угодно, и мужчину, и женщину,
и всякую нечисть вроде Кащея Бессмертного или Бабы-Яги,
и лошадь?
Когда мы с отцом в 1981 году попали в Ленинград и проходили мимо Большого драматического театра, то увидели, что в этот вечер шел спектакль «Холстомер» по Льву Толстому. Мы спросили, где можно купить билеты. На нас посмотрели как-то странно, видимо, и приезжие должны были знать, что на этот спектакль просто так не попадешь. И мы не попали. Нам осталась только посмотреть телевизионную версию этого спектакля.
Но театральный спектакль надо смотреть в зрительном зале. Это я понял, когда сначала посмотрел телеверсию спектакля «Мещане» с Лебедевым в главной роли, а потом единственный, посвященный памяти Георгия Товстоногова спектакль БДТ «Мещане», который шел в Московском театре имени Моссовета. Я уже описал свои ощущения от этого спектакля в статье «Спектакль, который меня потряс. Часть 3. Спектакль «Мещане» Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького».
Без Лебедева этот спектакль бы, конечно, не получился, потому что он сыграл своего героя Бессеменова так убедительно, что отрицательный по пьесе персонаж тоже вызывает понимание у зрителя своей правдой жизни.
К сожалению, это был единственный спектакль, где я видел на сцене Евгения Алексеевича Лебедева. Но когда смотришь телеверсии его знаменитых спектаклей, например, таких как «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина, то невозможно оторваться от игры актера.
Да и не надо отрываться, давайте пересматривать фильмы и телеверсии спектаклей с участием Евгения Лебедева, воздавать должное этому великому актеру и, как у Булата Окуджавы, «высокопарных слов не надо опасаться». Он действительно не просто Евгений Лебедев, он – просто гений Лебедев.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#евгенийлебедев #бдт #советскоекино