Найти тему
Русская армия. История.

Зачем в СССР совершенно голые парни и девушки выходили в Москве с плакатами "Долой Стыд!"

Молодые люди Советской России. Фото: Молодость. Борис Игнатович. 1937 год
Молодые люди Советской России. Фото: Молодость. Борис Игнатович. 1937 год

Считается, что в современном обществе мы совсем позабыли о тех самых ценностях, что прививали нам высокую мораль и духовность. Якобы, сейчас молодежь стала излишне распущенной. В противовес современным нормам приводятся старые советские ценности. Именно старые, ведь период позднего СССР и особенно этап перед его распадом ничем не отличался, скажем, от тех же 90-х. (например в Москве конца 70-х и начала 80-х милиция грабила на станциях обычных граждан).

И действительно в Советском Союзе "среднего" периода проводилась работа по борьбе с излишней распущенностью и "свободной любовью":

Известен случай, когда в 1935 году бюро ВЛКСМ фабрики «Красный треугольник» исключило из комсомола молодого слесаря за то, что он «гулял одновременно с двумя». (Источник: Лента.ру)

Тем не менее ранний СССР трудно назвать образцом нравственности и высокой духовности. После революции большевики пустились во все тяжкие. Были разрешены аборты, однополые связи. С выходом двух новых декретов "Об отмене брака" и "О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния" больше не требовался штамп в паспорте для сожительства мужчины и женщины.

Стране нужен был единый курс
Стране нужен был единый курс

Рядом с пролетарской революцией в ногу шагала революция половая. Причем вторая даже начала опережать первую. В Москве в середине 20-х годов стали появляться общества пропагандирующие полную свободу от старых моральных устоев. Молодые парни и девушки снимали с себя абсолютно всю одежду и в таком виде бродили по Москве.

Новое общество под названием "Долой стыд!" появилось в Москве в 20-х годах. Нужно отметить, что идея эта была не нова. Предпосылки для создания такого общества появились еще в 17-ом году:

В «красном» Ревеле (нынешнем Таллине) в декабре 1917 года в городском трамвае разъезжала красивая молодая женщина, вся одежда которой состояла из меховых ботиков и красной ленты с надписью «Долой стыд!». В 1918 году в Петрограде среди обнаженных демонстрантов с плакатами «Долой стыд!» шествовали лесбиянки. (Там же)
Впрочем, единства мнений не было даже в самой партии
Впрочем, единства мнений не было даже в самой партии

Московское общество ничем не уступало своим коллегам. В обществе "Долой стыд!" считали, что нагота олицетворяет равенство и братство, революция должна разрушить весь старый порядок, включая моральные устои. Вот и ходили молодые революционеры в таком виде по столице. Позже движение появилось и в других городах. Стали проводиться вечера Обнаженного тела.

Причем одновременно с расцветом деятельности общества усиливались и гонения на церковь, что олицетворяла старые порядки. Уехавший из России в 1934 году Александр Трушнович, один из руководителей Народно-трудового союза так вспоминал свое посещение одного из вечеров Обнаженного тела:

В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха! (Трушнович А. Р. Воспоминания корниловца (1914—1934))
Нравственность стала прививаться в СССР уже в 30-х годах
Нравственность стала прививаться в СССР уже в 30-х годах

Впрочем, эксперимент Советской власти по привитию новых ценностей и новой морали не удался. Несмотря на то, что общество "Долой стыд" вело довольно активную деятельность, люди часто пугались излишней активности молодых "революционеров". По воспоминаниям того же Трушновича в один из вечеров он увидел как возмущенные люди повалили трибуну и побили активистов общества.

В другой день вскочившие в трамвай голые члены общества "Долой стыд" наблюдали, как люди разбегаются от них в разные стороны и выпрыгивают из трамвая. В общем новые устои никак не хотели приживаться:

Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали такое возмущение, что властям пришлось прекратить это бесстыдство. (Там же)
Власти стали жестко пресекать любые проявления свободы. Включая половую
Власти стали жестко пресекать любые проявления свободы. Включая половую

Поняв, что подобными акциями они вызывают больше возмущения и недопонимания, чем поддержку новых порядков, власти активно начали бороться с проявлениями "свободы любви". В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) Николай Бухарин выступил с резкой критикой морального разложения молодежи. Как пример он привел общество "Долой стыд". Нарком здравоохранения Николай Семашко напечатал в известиях статью о вреде нагого хождения по городу для здоровья.

С тех пор милиция стала беспощадно разгонять любителей прогуляться по городу без одежды. Постепенно деятельность общества сошла на нет. Кстати, сам Бухарин в 1928 году попал в опалу. Его причислили к правому блоку (в противовес левому блоку Троцкого). Ну а в 1936 году настроение власти поменялось и он стал уже, якобы, членом антисоветской левотроцкисткой организации. А дальше арест по ложному обвинению и высшая мера наказания за преступления, которых он не совершал.

Само же Советское государство с 30-х годов кардинально поменяло курс в половом вопросе. Теперь "половая распущенность" приписывалась буржуазному обществу. А значит ведущие беспорядочный образ жизни люди могли запросто оказаться врагами народа и агентами всех разведок мира.

Впрочем, от маховика сталинских репрессий не могли спастись даже самые нравственные. Аресты проводились по доносам, по разнарядкам и просто по прихоти следователей и чекистов. Теперь рядом с нравственностью в ногу шагали кровавые расправы и репрессии против своего народа.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.