Сообщения о происшествиях заставляют задуматься о готовности региона принимать столько туристов.
Дагестан этим летом стал пятым в России по популярности среди туристов. Впереди оказались только Крым, курорты Краснодарского края и Калининград. Ожидается, что по итогам сезона здесь побывает 1,5 миллиона человек. А то и все 2 миллиона. Но из прекрасной зеленой республики домой вернулись не все путешественники. И не все, кто вернулся, вернулись здоровыми.
Вместе с сообщениями о недавнем столкновении двух прогулочных катеров в Сулакском каньоне, в новостях попадаются рассказы о других историях, произошедших в республике в течение сезона. По отдельности они не бросались в глаза и ускользали от внимания, а теперь собранные вместе в концентрированном виде показывают, что проблемы есть. И они – серьезные.
Опасные обрывы
Дагестан – горная республика. А высота не прощает ошибок и беспечности. Только за последнее время – несколько громких случаев, кроме водного ДТП в Сулакском каньоне.
В Хунзахе возле водопада Тобот водитель автомобиля в тумане не увидел край обрыва – машина улетела в пропасть, в ущелье Цолотль.
В том же районе, на плато Матлас, при спуске на зиплайне на финишной площадке инструктор неудачно принял туриста и слетел вниз с большой высоты.
Неподалеку от Сулакского каньона две девушки качались на огромных качелях и слетели с них. Повезло, что внизу не было отвесной стены обрыва. Отделались легким испугом.
Карадахская теснина в этом году снова показала свой крутой нрав. Узкое ущелье стремительно наполнилось водой после схода селевого потока – удержаться на безопасных возвышенностях удалось не всем.
Список можно продолжить.
У меня эти истории вызывают много эмоций не только из-за самих фактов произошедшего, а еще и потому, что все эти места и даже некоторые люди нам прекрасно знакомы. И не только нам. Дагестан все-таки не огромная Турция – это небольшая республика, в которой множество туристов в основном проезжают по большому счету по одним и тем же точкам.
И для нас это не какие-то абстрактные далекие края из телевизора, а конкретные склоны и камни, по которым мы тоже прошли. Да что там говорить – в конце апреля мы были на плато Матлас, в это время там двое симпатичных крепких парней с аккуратными кавказскими бородками заканчивали монтаж зиплайна.
Мы немного постояли с ними на той самой финишной площадке – поговорили о республике, о её красоте, о гостеприимных людях. Они звали нас приехать через два дня, прокатиться первыми на этом аттракционе, но у нас на следующий день уже был запланирован переезд в Гуниб. Открытые улыбчивые ребята – немного не по себе становится от мысли, что возможно сорвался кто-то из них.
Почему это происходит
Как обычно основных причин три:
- беспечность,
- несоблюдение правил техники безопасности,
- отсутствие элементарных защитных мер со стороны местных властей.
Когда начинаешь вникать, всё становится очевидно. Девушки на качели – не пристегнуты страховкой. Инструктор на зиплайне – не пристегнут страховкой. Водители катеров – лихачат при любой даже самой маленькой видимости. Туристическая группа в Карадахской теснине – не зарегистрирована официально в местных структурах (хотя кто там вообще регистрируется, не на Эльбрус же восхождение, в конце концов), но главное – туристы не уточнили метео-обстановку, хотя это место известно тем, что ущелье может заполниться водой в считанные минуты. Ущелье Цолотль в Хунзахе – никаких ограждений. Я еще думал, когда мы возвращались там вечерами (у нас гостевой домик был на крайней улице, возле обрыва) – хорошо, что у нас есть фонарики, а то ведь реально можно навернуться.
Реакция властей
После каждого случая начинаются разбирательства. Если событие получило резонанс, попало в федеральную прессу – подключаются республиканские власти. Те самые качели волевым решением чуть ли не с участием самого главы Дагестана то ли закрыли, то ли срочно демонтировали.
Покатушки на катерах по Сулакскому каньону запретили (будем надеяться, что временно – потому что это ж не дело, когда всё закрывают и запрещают).
В Хунзахе возле обрыва пообещали поставить бетонные блоки – чтобы машина не могла проехать, в Карадахской теснине всех инструктировать, а может быть вообще заводить только группами вместе с инструкторами (что тоже, мне кажется, перебор – все-таки достаточно следить за уровнем воды и оперативно предупреждать о его повышении).
Думаю, сейчас под раздачу попадут и верхние смотровые площадки над Сулакским каньоном возле поселка Дубки – что-нибудь еще там дополнительно огородят и заблокируют.
Как избежать всего этого
Наверное, нужно признать два факта. Во-первых, маленькая республика технически все-таки оказалась не готова к такому потоку гостей. Всё душевно, но не всё технологично. Ну элементарно - власти поздно спохватились и недооценили важность и масштабы задач. Обустройство инфраструктуры и подготовка кадров для отрасли не поспевают за ростом популярности. Каждый год туристов становится почти на треть больше, чем в предыдущем сезоне. И задуматься об этом надо было как минимум еще два года назад.
Во-вторых, всё невозможно огородить. Это ж горы – обрывов много. Да и бесконечные заборы все-таки сильно испортят внешний вид этих прекрасных мест. В том же ауле Гоор – длинная кромка скалы рядом с древними башнями и руинами домов. Ну никак нельзя тут натянуть тросы от края до края – ни технически, ни эстетически.
Поэтому путь один (но двойной). Властям со своей стороны нужно обеспечить безопасность там, где возможно, а также добиться соблюдения элементарных правил. Но и самим туристам нужно позаботиться о себе. Сначала смотреть под ноги и вокруг, а потом уже доставать смартфон. Быть благоразумными и не рисковать лишний раз ради эффектного фото. Потому что для кого-то оно может оказаться последним.
Дагестан – прекрасная республика. У нас от отдыха здесь – полнейший восторг! Потрясающие виды, отличные люди. Однозначно рекомендую всем здесь побывать. Но пожалуйста, будьте осторожны и берегите себя.