"Подставь вторую щеку" Что имел в виду Иисус Христос

17K прочитали

Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Эти слова из Библии кажутся чем-то непривычным для читателя, в том числе для многих христиан. Как можно подставить вторую щеку, когда ударили по первой? Почему Иисус Христос требует проявить терпимость и ненасилие в отношении обидчика?

Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Эти слова из Библии кажутся чем-то непривычным для читателя, в том числе для многих христиан.

Заповедь "подставь другую щеку" прописана в двух евангелиях: от Матфея и от Луки.

Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. (Матфей 5:39)
Тому, кто оскорбит тебя, ударив по щеке, подставь и другую, а тому, кто забирает у тебя верхнюю одежду, не мешай забрать и рубашку. (Лука 6:29)

Иоанн Златоуст (4-5 век) считает, что Иисус, давая эту заповедь, видит пользу в этом действии как для обидчика, так и для терпящего удар. Терпящий должен относиться к подобным действиям с великодушием, со смирением, ведь христианин должен претерпевать обиды и унижения. Обидчик же будет пристыжен, если ударит человека второй раз, когда тот не окажет сопротивления.

Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст

Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиотский (4-5 век) пишет, что мужественное перенесение обид и поруганий - это победа для христианина. Исидор продолжает, что любомудрием обладает тот, кто переносит обиды, но христианин идет дальше - он не просто переносит, но и прибавляет себе испытания, подставляя вторую щеку.

Исидор Пелусиотский
Исидор Пелусиотский

Иларий Пиктавийский (4 век) рассуждает в таком же духе, говоря, что "Господь для приумножения Своей славы подставил Свои щеки для ударов и спину для бичевания".

Из отечественных теологов на тему непротивления злу рассуждал Феофан Затворник (19 век). Он пишет, что не стоит бояться второго удара, ибо Иисус обустроит жизнь терпящего еще лучше, если тот сохранит смирение в своем сердце. Более того, порой противление преумножает гнев обидчика и исход может достичь плачевных последствий.

Феофан Затворник
Феофан Затворник

Похожих идей придерживались Максим Исповедник (6-7 век), Феофилакт Болгарский (11-12 век), Евфимий Зигабен (11 век), Мэтью Генри (17-18 век). К этому списку можно добавить современных комментаторов Библии: Уильям Баркли (20 век), Уильям Макдональд (20-21 век) и другие.

Дополнительно к комментариям ранних и поздних христианских теологов можно добавить, что слова Иисуса являются явной отсылкой к Книге пророка Исаии:

"Я подставил спину бьющим Меня, щеки — тем, кто рвал Мне бороду; Я не прятал лицо от насмешек и плевков". (Исаия 50:6)
Исаия
Исаия

Таким образом, смысл слов Иисуса в том, что христианин должен претерпевать унижения и обиды, потому что гнев и отмщение ухудшат состояние его души. Иисус призывает терпеть унижение с двойной силой, он отменяет закон возмездия, чтобы христиане были выше обидчиков.

Символизм по Стридонскому

У латинского теолога Иеронима Стридонского (4-5 век) сюжет о подставлении второй щеки осмысляется символически. Он пишет, что у праведника нет "левой щеки" в том смысле, что он не имеет грешной стороны. Поэтому праведник подставляет другую "правую" сторону, которая на самом деле является правильным учением. Стридонский уходит он буквалистского понимания слов Иисуса, и понимает их как спор христианина и еретика, в котором христианин должен предоставлять оппоненту правильные (правые) учения из Библии, чтобы ослабить позицию еретика.

Иероним Стридонский
Иероним Стридонский

Попытка переосмысления заповеди

Теолог прогрессивного христианства Уолтер Уинк (20-21 век) в книге о пацифизме Иисуса Христа переосмысляет заповедь Иисуса и анализирует ее в историческом контексте. Его версия заключается в том, что Иисус пытался предостеречь угнетенные слои населения, продемонстрировав им легальный способ сопротивления властям.

Уолтер Уинк
Уолтер Уинк
"Если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь и другую". Почему правую щеку? Удар правым кулаком в этом мире правшей пришелся бы по левой щеке противника. Пощечина открытой ладонью также приходится на левую щеку. Чтобы ударить кулаком по правой щеке, потребовалось бы использовать левую руку, но в том обществе левая рука использовалась только для нечистых дел. Даже жест левой рукой в Кумране влек за собой наказание в виде десяти дней епитимьи. Единственный способ естественным образом ударить по правой щеке правой рукой - это тыльной стороной ладони. Мы имеем дело здесь с оскорблением, а не с дракой. Намерение явно состоит не в том, чтобы причинить вред, а в том, чтобы унизить, поставить кого-то на его или ее место... Пощечина наотмашь была обычным способом предостережения подчиненных. Хозяева наотмашь били рабов; мужья - жен; родители - детей; мужчины - женщин; римляне - евреев. Мы имеем здесь набор неравных отношений, в каждом из которых возмездие было бы самоубийственным.
Единственной нормальной реакцией было бы покорное подчинение. Часть путаницы, связанной с этими высказываниями, возникает из-за того, что не был задан вопрос о том, кто был слушателем Иисуса. Во всех трех примерах из Евангелия от Матфея (5:38-41), слушатели Иисуса - это не те, кто устраивает забастовки, возбуждает судебные иски или применяет принудительный труд, а их жертвы ("Если кто-нибудь ударит вас... захочет подать на вас в суд... заставит вас пройти одну милю..."). Среди его слушателей есть люди, которые подвергались этим самым унижениям, вынужденные подавлять возмущение бесчеловечным обращением с ними со стороны иерархической системы каст и классов, расы и пола, возраста и статуса, а также в результате имперской оккупации.
Почему тогда он советует этим и без того униженным людям подставить другую щеку? Потому что это действие лишает угнетателя возможности унижать. Человек, который подставляет другую щеку, фактически говорит: "Попробуй еще раз. Ваш первый удар не достиг желаемого эффекта. Я лишаю тебя возможности унижать меня. Я такой же человек, как и вы. Ваш статус не меняет этого факта. Ты не можешь унижать меня". Такой ответ создал бы огромные трудности для нападающего.
Чисто логически, как бы он ударил по другой щеке, которой повернулся терпящий обидчика? Он не может нанести удар слева правой рукой. Если он бьет кулаком, он делает другого равным себе. Но суть тыльной стороны ладони в том, чтобы усилить институционализированное неравенство. Даже если начальник прикажет выпороть человека за такое "дерзкое" поведение (это, конечно, не способ избежать конфликта!), точка была бесповоротно поставлена. Он был уведомлен о том, что этот подчиненный на самом деле является человеком. В этом мире чести и стыда он оказался бессильным внушить стыд подчиненному. Он был лишен своей способности унижать другого. Как учил Ганди, "Первый принцип ненасильственных действий - это отказ от сотрудничества со всем унизительным".

Таким образом, подставить вторую щеку - значит отречься от договора играть по правилам системы угнетателей.

Мои альтернативные площадки:

ВК: https://vk.com/trickster.blog
Ютуб:
https://www.youtube.com/c/ТРИКСТЕРрелигия/videos

Поддержать рублем:
https://www.donationalerts.com/r/bydantsev
https://yoomoney.ru/to/410019088369144