Найти тему
301 подписчик

Про заброшенный горный аул Гамсутль

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.

Ясно, что приехали мы сюда не для того, чтоб дома сидеть, поэтому в первый же день с утра выдвинулись в сторону заброшенного горного аула Гамсутль. Дорога от Гуниба заняла примерно 45 минут. Это до места, где машину можно оставить. А дальше вперед, пешком. На гору, на высоту ок 1400 м.

С недюжим энтузиазмом отправилась я наверх.

Начало подъема на гору
Начало подъема на гору

После первого этапа подъема, энтузиазм мой изрядно поугас. А что делать? Посмотреть-то охота, значит надо идти. Очень пожалела, что не взяла кепку, панаму или платок. Но главное, что вода с собой. Солнце греет только так.

Дорога к Аулу
Дорога к Аулу

Кое-как преодолела первую часть пути, самую сложную. Поняла, что лучше не останавливаться, а просто медленно и монотонно идти. А дальше уже было проще. Дорога шла вдоль склона горы, густо заросшему деревьями.

Дорога к аулу Гамсутль
Дорога к аулу Гамсутль

Примерно на половине пути встречается указатель, что до аула еще 1380 м. А вдали на другой стороне ущелья виднеется еще одно селение. Называется Куриб.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-4

Говорят, что там живет 1 житель. Держит пасеку, занимается скотоводством.

Наконец вдали появился аул Гамсутль.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-5

Дома почти разрушены, все поросло травой. Огромные кусты крапивы.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-6
Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-7

Перед нами привезли группу. Гид что-то им рассказывал, водил от одного дома к другому. Показал ту самую инстаграмную дверь с видом на горы🤦‍♀️😅.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-8

Потом дошли до дома последнего жителя этого аула.

Вид из окна в доме последнего жителя
Вид из окна в доме последнего жителя

Мужчина поначалу покинул селение вместе со всеми, но спустя несколько лет вернулся в аул и доживал там свои последние годы. Его не стало в 2015 году.

Балкон или терасса в доме последнего жителя
Балкон или терасса в доме последнего жителя

Думаю, что со временем селение полностью разрушится, поскольку все дома сложены из камней и скреплены глиной. Дожди глину размывают, дома разрушаются.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-11

Я конечно же засунула свой нос везде, где это возможно. Пробежалась вверх-вниз по всем тропкам аула.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-12

В одном из домов заметила корову, прячущуюся от солнца.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-13

Как она туда попала? Ума не приложу. Точнее понимаю как. Так же, как и мы. Но зачем она туда вверх поперлась? Трава там вкуснее чтоли?

В другом доме заметила собаку. Тоже от жары пряталась.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-14

Нужно сказать, что при + 37 на улице, в домах (или в том, что от них осталось) достаточно прохладно.

Побродили по поселку около часа и направились вниз.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-15

Думалось мне, что вниз значительно легче идти будет. Как бы не так.... в тени на пологом спуске все отлично, а дальше гора крутая, камни с пылью из-под ног катятся. Даже кроссовки с липучками на спасают.

Но все ок. Спустились живы-здоровы.

В итоге на посещение аула Гамсутль у нас ушло ок. 3 часов. Туда/обратно по часу и час бродили по аулу.

Вновь пишу о том, что вижу, а вижу я сейчас (и предстоящие дней 10 буду видеть) просторы Дагестана.-16

Место дикое, инфраструктуры нет никакой. У начала подъема предлагают что-то перекусить и на половине пути у родника мужчины кипятят самовар и угощают (за плату естественно) травяным чаем. Из родника можно воды набрать. Не знаю как на счет того, чтобы ее пить, а вот освежиться вполне себе сгодится.

P.S. пишу исключительно сквозь призму своих впечатлений. Исторические и научные сведения писать не вижу смысла. До меня уже все написано).

Благодарю за время, уделенное прочтению моих опусов😁.

#дагестан #гамсутль #в дагестан на машине #аулпризрак