Отеки при гипотиреозе: почему возникают и как выглядят

47K прочитали

Отеки при гипотиреозе — один из самых популярных симптомов.
Вот только многие гипотиреозники их до последнего не замечают.

Ангелина Буваева, тренер-диетолог, член Российской ассоциации эндокринологов. Специалист по похудению с гипотиреозом.
Ангелина Буваева, тренер-диетолог, член Российской ассоциации эндокринологов. Специалист по похудению с гипотиреозом.

Я знаю, что многие врачи отмахиваются от симптомов гипотиреоза и смотрят только на ТТГ и св.Т4. Причем им довольно сложно доказать, что самочувствие не ахти.

Знаю, потому что сама пережила все симптомы гипотиреоза и дошла до микседемы в 2019 году. Тогда мне неудачно сделали операцию по удалению щитовидной железы и назначили некорректное лечение.

При гипотиреозе у меня сразу появились отеки лица, ног, рук. Глаза (веки) тоже отекали, хотя врачи говорили, что тиреоидэктомия решит проблему эндокринной офтальмопатии.
При гипотиреозе у меня сразу появились отеки лица, ног, рук. Глаза (веки) тоже отекали, хотя врачи говорили, что тиреоидэктомия решит проблему эндокринной офтальмопатии.

Через 3–4 недели после операции у меня начали появляться отеки. Сначала отечность была небольшой, поэтому я ее не замечала. Через какое-то время поняла, что у меня отекают не только ноги, но и руки, лицо, да и вообще все тело.

Спустя 3 месяца ощущение раздутости стало привычным состоянием. Мне приходилось постоянно пить диуретики в больших дозировках, чтобы чувствовать себя нормальным человеком.

А потом…

Потом я наконец поняла, почему возникают отеки при гипотиреозе и как от них избавиться навсегда. Без употребления мочегонных сборов и диуретиков.

Результаты опроса среди моих клиенток. Как выяснилось, отеки при гипотиреозе — один из самых распространенных симптомов.
Результаты опроса среди моих клиенток. Как выяснилось, отеки при гипотиреозе — один из самых распространенных симптомов.

Почему возникают отеки при гипотиреозе

Слизистый отек кожи и отек подкожной клетчатки — это типичные симптомы микседемы (тяжелой формы гипотиреоза).

Сильнее всего эти симптомы проявляются после тиреоидэктомии (операции по удалению всей щитовидной железы или ее доли), а также при длительном декомпенсированном гипотиреозе, когда ТТГ никак не удается привести в норму с помощью гормональной терапии.

Процесс появления отеков при гипотиреозе такой:

  • из-за нарушений выработки тиреоидных гормонов в организме задерживаются продукты распада;
  • «плохо работающая щитовидка» нарушает работу других эндокринных желез, которые входят в гипоталамо-гипофизарную ось (ГГС) — надпочечники, половые железы и гипофиз;
  • сбои в работе надпочечников негативно влияют на мочеполовую систему — появляются проблемы с мочеиспусканием, жидкость дольше задерживается в организме.

Параллельно у человека начинает шалить артериальное давление. При гипотиреозе оно обычно снижается, но у людей с большим весом может развиться гипертензия (повышенное АД).

Ко всему прочему у гипотиреозников растет вес и ухудшается состояние кожи.

Очень часто мои клиентки говорят, что из-за отеков кожа становится плотной на ощупь, а внутри «как будто есть какие-то плотные шарики, но это не похоже на целлюлит».
Это не целлюлит, а именно гипотиреоидный слизистый отек кожи и подкожной клетчатки.

В результате мы получаем отеки с невыясненной этиологией, поэтому врачи долго не могут понять, что нужно лечить в первую очередь — почки, эндокринную или сердечно-сосудистую систему.

Как выглядят отеки при гипотиреозе

Многие гипотиреозники могут долгое время не замечать у себя отеков, потому что они выглядят по-особому. На коже НЕ остается белых следов и ямок после надавливания, но есть ощущение «раздутого тела» и некий внутренний дискомфорт.

Покажу для примера, как выглядит гипотиреоидная отечность на фото своих клиенток (размещаю с их разрешения):

Чаще всего гипотиреоидные отеки локализуются в следующих местах:

  • руки — в районе плеча (те самые «дряблые прощальные руки», которыми можно помахать);
  • живот — рыхлость и ощущение раздутости в области талии и чуть ниже пупка;
  • ягодицы — такая же рыхлость, которые многие принимают за целлюлит;
  • бедра — рыхлость и апельсиновая корка.

При длительном декомпенсированном гипотиреозе появляются отеки лица — в районе глаз, на скулах и подбородке.

Мои клиентки называют это «лицо пчеловода из Китая», я называю это «гипотиреозными щечками», а врачи-косметологи — «брылями».

____________________________________________________________________________________

В следующих материалах я расскажу, как бороться с отеками при гипотиреозе.

А пока пишите в комментариях — есть ли у вас сейчас характерная гипотиреоидная отечность?

____________________________________________________________________________________

Подписывайтесь 👉 на моё сообщество ВКонтакте 👈
там больше полезного контента
Ангелина Буваева, тренер-диетолог, член Российской ассоциации эндокринологов. Специалист по похудению с гипотиреозом.
Ангелина Буваева, тренер-диетолог, член Российской ассоциации эндокринологов. Специалист по похудению с гипотиреозом.