Так случилось, что я связала свою жизнь с кофе. Даже не просто с кофе, а с эспрессо. Вот уже восьмой год моей жизни (да-да, я занималась кофе до того, как это стало мейнстримом) неразрывно связан с этим воистину феноменом. Меня учили, что бариста − не профессия, а состояние души. Ты не просто бармен или официант, ведь у напитка, который ты готовишь, есть свой характер и своя история.
Мне повезло начинать там, где кофе был культом, а каждое движение − частью ритуала. Около семи лет назад в маленькой кофейне небольшого города я чувствовала себя частью чего-то большого. И это чувство не покидает меня по сей день. Я – современный алхимик, создающий под воздействием давления и температуры из обжаренных зернышек тропического растения восхитительный и уникальный по свойствам напиток, спасший не одну сессию и не один годовой отчет. Я – профессиональный бариста и управляющая небольшой, но в меру претенциозной кофейни, сочетающей в себе итальянские, венские и американские традиции.
В свое время в Англии появление кофеен стало частью информационного бума, а, точнее, его независимой площадкой. Впервые некое "третье место" вне работы и дома объединяло людей не спиртными напитками, а счастьем простого общения, обменом мнениями и новостями. А доступность кофеен для всех слоев населения немало способствовала стиранию границ между ними. Удивительно, но именно появление горячих напитков – чая и кофе – вывело Европу из состояния перманентного опьянения, ведь до их популяризации рядовым напитком был забродивший сок или пиво, поскольку воду из-за обилия болезнетворных бактерий пить было просто опасно.
На протяжении столетий существования культуры кофе появлялись все новые методы его приготовления: варка, заваривание, фильтрация, − но революцию в экономике совершил все-таки эспрессо. Кардинально быстрый метод по сравнению со всеми предыдущими произвел фурор и заставил всех рестораторов мира установить эспрессо-машины, получившие за свою чуть более чем вековую историю колоссальное развитие. Современные кофемашины превосходят человеческие возможности, рисуя гиперреалистичные изображения на поверхности пенки капучино. Можно выпить кофе с собственным портретом, разве это не поразительно? Но несмотря на это, профессия кофевара не только не изживает себя, но набирает обороты.
В Италии, откуда родом практически вся современная культура кофе, кофейня – это место, где ты можешь быстро выпить свой эспрессо, попутно обсудив с бариста и прочими совершенно незнакомыми тебе людьми последние новости или недавно прошедший матч. Пить кофе и разговаривать – две вещи, которые истинные итальянцы делают с немыслимой быстротой и постоянством. Несложно догадаться, что скорость изложения прямо пропорциональна количеству выпитых эспрессо. Именно в этом духе гостеприимства и отсутствия дистанции без пошлости и негатива, с которым сопряжена работа обычного бара, и заключается романтика нашей профессии.
В России кофейни переживают очередную волну подъема, обрастая особенной атмосферой молодежной культуры потребления, активно развивая все новые форматы и методы приготовления, расширяя меню до немыслимых позиций: от бизнес-ланчей до спиртного. Хорошо это или плохо, покажет время. Однако профессия бариста, даже само это слово, приобрело невиданную ранее модность.
Легко любить свою работу, когда даришь людям не просто напиток, а тепло и бодрость, душевное равновесие и мгновения элегии. Кофейни полны невыраженной романтики, атмосферы спокойствия и единства. Здесь время словно замирает, можно подумать о важном, например, о других. Именно поэтому туда всегда там нестерпимо тянет юных и не очень романтиков.