Найти тему
ПАНТОГРАФ

По железной дороге детства. Брянск

Брянск был первой крупной станцией на территории тогда РСФСР, ныне же РФ, если ехать с западной стороны, вернее юго-западной, от границ бывшего СССР или соцлагеря. Последней стоянкой на территории УССР был Конотоп. Впрочем, деревенская архитектура, а также растительность, включая русские березки, что на севере Сумской области, что в Брянской мало отличались друг от друга. Где-то с Киевской области, по личным впечатлениям, начиналась "центральная Россия", если брать сельские или частные дома, их архитектуру, преобладающие виды деревьев. Березы, они и в Чехии есть, только вот много их действительно в средней полосе. Но что еще запомнилось - после Конотопа и почти до самого Брянска места были более глухие, леса, станций крупных почти нет. В районе Брянска начиналась цивилизация, тем более железнодорожный узел там крупный.

Брянский железнодорожный узел, источник ru-railway.livejournal.com
Брянский железнодорожный узел, источник ru-railway.livejournal.com

Чем же мне в детские годы запомнился Брянск.

1. Троллейбусная сеть, как минимум раз она пересекала железную дорогу по путепроводу и было интересно, попадется мне брянский ЗиУ-9 или нет. Города с электротранспортом уважал и особенно было интересно, когда были пересечения, на разных уровнях разумеется, с железной дорогой или линии электротранспорта шли параллельно путям или просто просматривались с проходящего поезда. Даже вид контактной сети вызывал уважение, но я если по мосту вдруг проедет подвижная единица электротранспорта, то возникал интерес. Интернета тогда не было, где можно найти любой трамвай или троллейбус любого города.

2. Моторвагонное депо с круглоголовыми электропоездами ЭР9(П). Проезжали мимо него, было очень интересно, электропоезда мне нравились всегда.

3. Моторвагонное депо дизель-поездов АЧ2 (в более поздние времена), в районе главной брянской станции Брянск-Орловский. Собственно и АЧ2+АПЧ2 встречались более всего в Брянске и окрестностях. Это тоже привлекало мое внимание.

4. Локомотивное депо, сплотки электровозов и тепловозов, в более ранние времена однозначно были ТЭ3, а может и ТЭ2. Из электровозов можно было увидеть не только двухсекционные ВЛ80 разных индексов, включая ВЛ80К, но и односекционные ВЛ60К.

Брянское локомотивное депо в 1967 году, я тогда еще не родился, но снимок интересный, фото Советская железнодорожная коллекция
Брянское локомотивное депо в 1967 году, я тогда еще не родился, но снимок интересный, фото Советская железнодорожная коллекция

5. Наличие двух "вокзалов" - Брянск-Орловский и Брянск-Льговский. На первом была обязательная стоянка всех пассажирских поездов, на которых я ездил, на втором какие-то останавливались, какие-то нет, вроде бы. если не путаю, в одном направлении остановка могла быть, в другом - нет. Но точно не все поезда, на которых я ездил останавливались.

Похожую картину я наблюдал в Брянске в 80-е годы, на фото Брянск-Орловский, май 1993 года, автор фото  Алексей Потелещенко
Похожую картину я наблюдал в Брянске в 80-е годы, на фото Брянск-Орловский, май 1993 года, автор фото Алексей Потелещенко
Брянск-Орловский (Брянск-1). 80-е годы, источник фото http://pismo.ucoz.ru/photo/1-0-2-3?1560901243
Брянск-Орловский (Брянск-1). 80-е годы, источник фото http://pismo.ucoz.ru/photo/1-0-2-3?1560901243

6. Станция Брянск-Орловский, на ней обязательно помимо нашего поезда стояли другие или МВПС.

7. Сам по себе Брянский узел вызывало уважение, особенно после долгой железнодорожной "глуши" до него и после. Линии расходились в разные стороны, по разным направлениям.

И, в заключении еще немного. Первое отчасти вопрос к читателям. В детские и подростковые годы мне казалось, что на станции Брянск-Орловский при следовании в направлении Москвы или Киева мы меняли направление движения, т.е. локомотив перецепляли из одного конца поезда в другой, этим и обуславливалась длительная стоянка в Брянске. Пограничного контроля и таможенного досмотра тогда еще не было, страна была единой. Когда я в 2009 году после долгого перерыва поехал из Москвы до Винницы через Брянск, а также на обратном пути в 2009 и 2011 годах смены направления движения не было. В 2009 году меня это крайне удивило. при этом один из коллег-попутчиков утверждал, что никогда по Брянску не было смены направления движения, но при этом ее допускает конфигурация железнодорожного узла. Возникает вопрос, моя детско-подростковая память что-то напутала или в советские годы действительно была смена направления движения, а позднее произошли изменения.

В разное время Брянск проезжал и в светлое и в темное время суток. Брянск находился по моему детскому железнодорожному маршруту в период 1976-1990 годов. Еще дважды, в 2009 году в обе стороны и в 2011 году в сторону Москвы проезжал на поезде Брянск, а в 2010 года познакомился с новым направлением, на АЧ2+АПЧ2 ездили из Орла в Брянск и обратно.

Вокзал Брянск-Орловский в 2010 году, фото автора
Вокзал Брянск-Орловский в 2010 году, фото автора
Электропоезд ЭД9М на станции Брянск-Орловский, июнь 2010 года, фото автора
Электропоезд ЭД9М на станции Брянск-Орловский, июнь 2010 года, фото автора
АЧ2 на станции Брянск-Орловский, июнь 2010 года, фото автора
АЧ2 на станции Брянск-Орловский, июнь 2010 года, фото автора

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

А вы знаете в каком городе России находится станция Жданка?
ПАНТОГРАФ8 сентября 2020
-8

#поезда #брянск #вокзалы #электровозы #железная дорога #железные дороги #транспорт #железнодорожный транспорт #транспорт ссср #воспоминания из детства