Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Упаковка похудела. Что такое шринкфляция, и причем здесь Беларусь

Последние 20 лет я усиленно изучаю иностранные языки. В основном, английский. И, признаюсь без ложной скромности, овладел им уже довольно прилично. Легко могу вставить в разговоре окей, виндоус, эппл, йес, хуавей, ноу… Давеча даже объяснял по-иностранному на перекрестке Независимости — Городской Вал какому-то туристу, как добраться до станции метро «На Немиге».

— Смотри, — говорю ему и показываю рукой в сторону Немиги. — Белый дом видишь? Вайт хаус зи? Иди к нему, в смысле иди ту хим комен и поворачивай направо. На райт. Не на лефт, а именно на райт. Я бы с тобой тугеза, но у меня ноу тайм. Давай, гоу. Сабвей — там. Форштевень?

И что вы думаете? Он меня отлично понял. Понимающе так закивал головой, заулыбался, сказал «си», сфоткал меня на свой «Никон» и счастливый пошел в направлении дома на Немиге…

А недавно я узнал еще одно иностранное слово. К сожалению, пока мне еще не удавалось ввернуть его в общении с каким-нибудь очередным иностранцем. Поэтому я его вверну здесь, в этом тексте. Тем более, текст как раз об этом слове и будет. Речь в нашем случае идет о шринкфляции.

Дело было в Германии. Немецкие общества по защите прав потребителей эти самые потребители завалили жалобами на шринкфляцию. Кроме того, начали погружаться с головой в судебные иски и немецкие суды. И тоже на шринкфляцию. Что же это за зверь такой? Объясню.

-2

Раньше как было? Себестоимость товара повысилась — производитель поднял на него цену. Было 2 рубля за 200 граммов сливочного масла, стало — 2,3 рубля. Покупатель, изо дня в день покупавший один и тот же брикет масла, заметил повышение и отказался от него в пользу другого. Вот чтобы усыпить бдительность потребителя, а заодно сохранить видимость ценовой стабильности, некоторые производители стали цену оставлять прежней, а товара класть поменьше. Было 200 граммов. Стало 180 граммов. А цена как была 2 рубля, так и осталась. Это и есть шринкфляция, от англ. shrink — сжимать.

Казалось бы, на что там жаловаться? Ведь производитель не ограничен в правах на использование тех или иных упаковок. Ан нет. Жалуются немцы не на упаковку. Они жалуются на обман их, потребителей. Не случайно в шринкфляционных судах уловки производителей с изменением объемных показателей товара называют прямо: афера (нем. Schwindel).

Понять праведный гнев тевтонцев можно. В то время как бундестаг по итогам июля заявил о годовой инфляции в 9,8 %, продуктовая шринкфляция оказалась значительно выше: жевательные мишки подорожали на 14 %, чипсы — на 20 %, подсолнечное масло — вообще на 25 %. А инфляция на некоторые виды маргаринов «превысила» 30 %.

Наконец-то стал понятен смысл поговорки «что русскому хорошо, то немцу смерть». Потому что белорусы денно и нощно — с шринкфляцией. Мы не разлучаемся с ней уж неведомо сколько времени. В какой продмаг ни зайдешь, найти в нем нешринкфляционную продукцию почти нереально.

-3

Масло сливочное. Шринкфляция? — еще какая.

Мало того, что старые 200-грамовые брикеты уже никто не помнит, некоторые производители продолжили и дальше химичить. В смысле «шринфляцить». Все больше упаковок на полках объемом в 160 граммов.

Не отстает от масла и бакалея. Что ни пакет, то шринкфляция. Особенно неистовствует гречка.

-4

Вернемся к молочке. К творогу. Коррозия шринкляции поразила и этот столь нежный диетический продукт.

-5
-6

Даже 50 граммовый творожный сырок был подвержен безжалостной шринкфляции. Кто-нибудь помнит сырок в 50 граммов? Не за горами сырки в 40 граммов. Шринкфляция так шринкфляция.

-7

Но больше всего убивает мороженое. Дольше всех державшийся столичный хладокомбинат № 2 тоже сдался. И убавил вес на своем мороженом. В 100 граммов уж не найти — есть 95 граммов, 90, 85, 75…

-8

Мороженое «Каприз» — 95 граммов. Шринкфляция? Она самая. «Каштан-лайм»? 80 граммов. Шринкфляция? Конечно. Такую еще поискать. Хотя нет, нашел. Мороженое «Юкки» — 75 граммов.

-9

Два слова из экономического ликбеза

Дело в том, что стимулировать продажи своих продуктов производители могут и за счет разнообразных акций. То есть, не прибегая к шринкфляции. А если они прибегают к ней, то есть манипулируют с упаковкой, то это говорит о том, что у производителей выросла себестоимость продукции, из-за чего снизилась и норма прибыли. Чем больше «упал» объем упаковки (как у мороженого «Юкки»), тем больше рост себестоимости продукции и тем меньше полученная прибыль.

Шоколад, молоко, масло (и растительное, и животное), крупы… Список товаров однотипен для всех.

Видимо пора вводить, по примеру «шнобелевской» премии (за самые идиотские исследования), еще и «шринкфляцинную» премию. И вручать ее тем производителям, которые «пробьют» упаковочное дно для своей продукции. В прямом и переносном смысле. А если сделать из вручения такой премии шоу, глядишь, производители вновь вернутся к старой доброй, но еще не забытой упаковке. Хотя верится с трудом. А все потому, что они не знают такого слова, как шринкфляция.

Текст: Владимир Орехов

Фото: Владимир Орехов