Война - это травматическая эпидемия. Такую концепцию вывел для себя великий русский хирург Николай Пирогов. Действительно, любой конфликт оставляет после себя огромное количество людей с ограниченными возможностями. После больших войн, всегда появлялся чрезвычайно острый запрос на средства обеспечения мобильности инвалидов. Раньше были костыли и тросточки,а в 20-м веке протезы, инвалидные коляски, мотоколяски. Реже, автомобили. Один из таких образцов был разработан на ГАЗе, причем человеком, который вскоре создаст легендарую правительственную "Чайку".
Работы над автомобилем для инвалидов начались, как всегда в СССР, после обращения общественности к партии. В 1955 году, для инвалидов выпускали только мотоколяску С1-Л. Этот транспорт Серпуховского мотозавода, не зря называли мотоколяской - малосильный мотоциклетный двигатель не давал возможности развивать скорость более 30 км в час. Кроме того, и по проселочным дорогам на нем было не проехать. Отдавая должное мотоколяске, как средству первой необходимости, общественности хотелось большего.
И общественность была услышана... ЦК КПСС поручило проработку вопроса Горьковскому автозаводу. Показательно, что заниматься проектом автомобиля для инвалидов назначили конструктора Николая Юшманова. Примечательно, что на тот момент он был лауреатом Сталинской премии за создание шеститонного представительского автомобиля для партноменклатуры ЗИМ. Позднее, Юшманов примет участие в создании "Чайки" и возглавит работы над "Волгой" ГАЗ-24.
Николай Юшманов подошел к проекту основательно. Чтобы учесть все возможные ньюансы, на ГАЗ пригласили инвалидов с самыми разнообразными увечьями. Машина должна была отвечать любым требованиям и быть удобной для всех. Все полученные замечания были учтены. В итоге, получился настоящий автомобиль. Правда маленького размера, очень напоминающий "Победу" в уменьшенном масштабе. В отличии от мотоколясок, у ГАЗ-18 был цельнометаллический кузов, автомобильный двигатель и коробка передач.
Опыт Николая Юшманова в конструировании представительских автомобилей не прошел даром. ГАЗ-18 вышел невероятно удобным для инвалидов. Несмотря на размер, машина удивляла внутренним простором.В 1958 году машина была готова к серийному производству. Для опытной эксплуатации были собраны два экземпляра. Однако, инвалиды войны рано радовались...
Полет технической мысли был прерван постановлением Министерством автомобильной промышленности о прекращении дальнейшизх работ наз ГАЗ-18. Когда группа конструкторов начала выяснять причины такого неожиданного поворота событий, им объяснили, что выделенные на проект средства закончились. Из-за этого советская промышленность не сможет потянуть массовый выпуск отдельного автомобиля для инвалидов. Да и вообще, зачем им машина, когда есть серпуховские мотоколяски. И вообще, в тренде теперь универсальные малолитражки. А кто старое помянет, тому глаз вон...
Неизвестно, как отреагировал на неожиданное завершение работ Николай Юшманов и конструкторская группа. Известно,что один из опытных образцов ГАЗ-18 отдали отдали инвалиду, работавшему над проектом. Начальник экспериментального цеха Борис Котельников ездил на этой машине не один год. Второй экземпляр остался на заводе и впоследствии стал экспонатом производственного музея. Где его можно увидеть и ныне.