Найти в Дзене
В поисках смысла

Тайная страсть послушника Глава 13

Открытый источник.
Открытый источник.

Размашисто перекрестившись, послушник Юрочка отворяет дверь «Триады». Как по команде, головы разворачиваются в его сторону. Просветив фигуру в куколе рентгеновскими взглядами, они снова поворачиваются к дебелой раскрашенной продавщице Катре.

Разговоры у прилавка возобновляются с новой силой, обкладывая юношу в круговую:

-А русский человек на трёх сваях стоит: авось, небось да как-нибудь!

-Катря, подай-ка три пачки соли.

-Куда тебе столько, баба Маня?

-Запас карман не тянет!

-К войне что ли готовишься?

-Типун тебе на язык!

-А что? Не тогда плясать, когда гроб тесать! Простите на грубом слове…

-А вот у меня на памяти живой пример…

-Мне, Катря, давай тогда пять пачек соли !

Картина советского художника Виктора Васильевича Киселёва. Открытый источник.
Картина советского художника Виктора Васильевича Киселёва. Открытый источник.

Обретя временную передышку, послушник украдкой поводит глазами. В поле зрения оказываются женские ступни. Сначала узкие с длинными узловатыми пальцами и вытянутой формой ногтей. Покрыты чёрным лаком.

Не в его вкусе.

Другая пара меньшего размера, с умилительной, младенческой пухлявостью. Округлость ноготков восхитительна. И это без малейшего намёка на педикюр.

Юрочка прячет набухшие зрачки под веками.

Меж тем обладательница чёрного педикюра приближается к прилавку и небрежно бросает:

-Мне вон ту пачку сигарет.

Катря окидывает покупательницу испепеляющим взглядом:

- Извиняй, но несовершеннолетним курево не продаём.

-Я? Несовершеннолетняя?- чуть не задохнулась от гнева девушка,- да я паспорт могу показать.

Картина художника Олега Олеговича Шевкуненко. Открытый источник.
Картина художника Олега Олеговича Шевкуненко. Открытый источник.

-Следующий! -Катря демонстративно перевела взгляд на стоявшего за девчонками «монашка».

А того обуял страх, подобный тому, что испытал Гулливер, когда молодые великанши обнажили перед ним свои прелести.

- Постойте! Вы не имеете права,- дребезжит голосок "девочки-беды".

-Анка, не задерживай очередь!- гудит народ.

Воспользовавшись перепалкой, послушник позволяет зрачкам двинуться по запретной траектории. И те узнают Её! Хотя черты Её скрываются в тени красной панамы. В белый горошек.

Память юноши мгновенно отматывает плёнку назад.

Акварель болгарской художницы Бояны Петковой. Открытый источник.
Акварель болгарской художницы Бояны Петковой. Открытый источник.

Это случилось в такой же солнечный день. На территории интерната, куда Юрочку определили после смерти бабушки. Именно здесь сирота осознал: ему выпал счастливый билет.Ведь он может свободно распоряжаться и руками, и ногами.

Открытый источник.
Открытый источник.

Итак, в то утро над Юрочкой млеют пухлые облака. Впереди -целый день. Маленькая счастливая жизнь. Впрочем, он ориентируется во времени не по часам, а по приёмам пищи.

После обеда –«тихий час». Воспитательница, проследив за тем, чтобы все дети лежали с закрытыми глазами, отлучилась. А Юрочку потянуло на воздух. Вернее, в тот сарайчик, где хранился всякий инвентарь, и куда периодически ныряла Она- хорошенькая кудрявая девочка.

Обладая склонностью ко всякого рода исследованиям, подросток установил: помимо главного входа, в интернате имеются запасные, которые ежеутренне отпираются. В соответствии с правилами пожарной безопасности.

Юра подкрался к окну –и успел! Перед сарайкой промелькнула кудрявая головка. Это и послужило сигналом: пора! Натянуть брюки и куртку – минутное дело. Бег вниз по ступенькам. Толчок ладонью в дверь. Не поддаётся! Он заперт. Как в детстве, когда его оставляли одного в квартире, и он научился развлекать себя, раскрашивая белые листы бумаги в разные цвета.

Открытый источник.
Открытый источник.

Окрашенная в грязно-зелёный цвет дверь напомнила те его детские художества. И всё-таки отличалась от них. Потому что сбоку у этого прямоугольника имелась деталь. Юрочкина ладонь коснулась её. И солнце ослепило мальчика! А он наугад бросился в сторону сарайчика. И снова ослеп, потому что внутри - сумрачно.

Картина Николая Григорьевича Засыпкина. Открытый источник.
Картина Николая Григорьевича Засыпкина. Открытый источник.

Привыкнув к новому освещению, мальчик увидел то, что пригвоздило его к месту.

Белые пухлые ножки! Прямо на полу!

Сначала они вели себя смирно, а потом вдруг тронулись и стали покачиваться в воздухе, гипнотизируя мальчика. Чтобы разглядеть чудо, стоило встать на колени. Угадав его намерение, девочка прекратила болтать ногами и милостиво протянула ему правую ножку. Так светская дама подала бы ручку кавалеру.

В нос ударил запах травы и асфальта, который показался приятным. Взяв стопочку в руку, он отметил, что она помещается в ладонь. Юра потянулся к ножке губами. И тут же его ослепил свет.

-Что ты делаешь, негодяй?- завопил женский голос.

Резким рывком его поднимают с колен и куда-то тащат.

Опомнился Юрочка лишь в кабинете. Какой-то дядя, усталый, с набрякшими под глазами мешками, поднимается из-за стола и отцепляет вонзившиеся в мальчишечье плечо женские пальцы.

-Что случилось? –спрашивает он воспитательницу-конвоира.

Из последовавшей сбивчивой речи, мальчик понимает, что виноват. И плачет. Слёзы- неотъемлемая частью его натуры. Как и приклеенная навеки кривая ухмылка. Середины он не знает.

Мужчина протягивает виновнику происшествия бумажную салфетку, затем обращается к воспитательнице- конвоиру:

-Давайте седативные средства. А я приму меры.

На следующий день во двор интерната явились незнакомцы и стали методично разбирать деревянное строение. Скоро от него ничего не осталось.

Это событие -своеобразная веха в жизни юноши. Он приходит к умозаключению: всякое приближение к женским ножкам грозит катастрофой.

-А вам что, молодой человек?-Вопрос продавщица Катря адресует ему.

- Мы-ы-ы…

-Мыло забрать?

Юрочка отвешивает поклон.

- А тара имеется?-деловито осведомляется продавщица.

Он стягивает с плеч торбу и протягивает через прилавок. Катря уходит в подсобку. Без ноши за спиной послушник ощущает себя оголённым. Он склоняет голову – самодельный куколь нейтрализует направленные на него взгляды. Минуты тянутся томительно. И он испытывает облегчение, когда слышит голос продавщицы:

- Бери!

А спустя короткое время он шагает по Монастырке, не чувствуя, как пожертвование владелицы торговой точки бьёт его по спине.

Картина художника Виктора Акимова. Открытый источник.
Картина художника Виктора Акимова. Открытый источник.

В голове заливается колокольчиком одна-единственная мысль: кудрявая девочка из сарайчика живёт поблизости! И зовут её Марина Кудреватая.

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, и помяни в Царствии Твоём Небесном!»

Единственная молитва, которая умещается в Юрочкиной голове.

Юноша сдаёт мыло монастырскому келарю. Теперь можно заглянуть к Эрику. Ведь только ему –Юрочке – ведома его тайна. В обиталище гостя появилась женщина! И одета она в красное. Почти такое же, как панама кудрявой девушки.

Послушник смущён. Надо ли говорить об этом новому настоятелю?

С трепетом входит послушник в покои личного гостя отца Авеля.

Всё- на прежних местах. И Жанна тоже. Да, ту женщину зовут Жанной. И она монахиня. Руки сами тянутся к той, кто владеет помыслами Эрика. Она отзывается шёпотом-шелестом. Юрочка впивается в текст. Всё напрасно! Буквы пляшут, гримасничают и не выдают своих тайн.

Открытый источник.
Открытый источник.

От мысли, что он не способен уразуметь то, что доступно даже таким мирским людям, как Эрик, юноша приходит в отчаяние.

Спрашивается, почему этой католичке по имени Жанна было открыто божественное откровение, а ему не под силу даже сложить из букв слова?

Где справедливость, скажите на милость?

-Что ты здесь делаешь?- голос звучит подобно трубе в Судный день.

Книгочей по черепашьи втягивает голову.

-Кто тебе позволил?

Прилипший к нёбу язык выходит из повиновения- юноша бухается на колени:

лик! Поцытай!

-Что? Почитать? - изумляется Эрик.

* * *

А тем временем Васёк суёт подаренный отцом Авелем сборник подмышку.

-Мне надо идти. Тётя Меланья ждёт.

-Иди с Богом. И тётушке, и сестрице от меня поклон.

-Передам!-Бочком-бочком- и мальчишка уже за дверью.

Он торопится показать тётке книжку, где напечатано и его имя. Может, тогда отстанет со своими заданиями. Ведь не далее как вчера мамина сестра сообщила: у неё есть предложение.

- Псалтирь читать?- запаниковал племянник.

- Писать! Ты уже взрослый.-И она протянула толстую амбарную книгу.

Васёк открыл её.

« В нощь на 23 марта 7459 года в среду четвёртая недели святаго и великаго поста явились христианоненавистные безбожные варвари. Сии варвари во все проходы раступишася и окружища, но никто же сопротивлялся или бежа куда…»

- Так выражался и наш дедушка?

-Глупых вопросов не задавай!

Обречённо вздохнув, Васёк берётся за ручку.

« А место для отдыха они звероправши богохульницы избраша часовню, где по прибытии сразу же сия красоту обнажиша, святые книги и иконы попираху и сожигаху…»

-Тётя Меланья, это в Таракановке случилось?

- Нет.

-А где?

-Любопытный больно!

-Я хочу стать краеведом!

Тётка Меланья потуже завязывает концы платка, крестится на старинный манер, то есть двумя перстами, после чего подсаживается к Ваську.

- Дело было в 50-ые… И скорее всего за Уральскими горами. Там, в тайге, ещё можно было укрыться…

Один из старообрядческих скитов Сибири. Открытый источник.
Один из старообрядческих скитов Сибири. Открытый источник.

От тёткиного голоса Васины веки наливаются тяжестью. Он моргает,силясь прогнать дремоту, затем старательно выводит:

«…Зде явная мерзость запустения творящееся от них на месте святее, скверными своими руками всю святыню истребляющее, богохульными словесы и скверными неизглаголанными сквернословии насмехающееся и табачным дымом всюду обдыхающе».

-Антихристы скит обнаружили,-продолжает комментарий тётушка.- Отправили всех наших в тюрьму.

- И дедушку Михея?

-Бог миловал.

-Тогда почему здесь написано на другом языке?

-Наверное, кто-то из единоверцев приезжал и оставил свидетельство. А мы должны сохранить. Для того и переписываем « Семейную память». Каждые пять лет. Ну и попутно назидаемся.

Тётушка Меланья поднимается и возвращается к своим хлопотам. Белобрысая макушка вновь склоняется над столом.

- А вот здесь на настоящем русском языке.

« На память описано происшествие в Таракановке. Разорение часовни».

Картина Борислава Николаевича Карандаева. Открытый источник.
Картина Борислава Николаевича Карандаева. Открытый источник.

Этот эпизод показался интереснее: он касался деревни.

«Часовенка над прахом настоятеля Ферапонта подверглась разорению от рук комсомолии. Сбросили наземь крест и главку, потом стали похабить кровлю. Ванька Кудреватый удумал покуражиться и походить по балкам, но сорвался и разбился насмерть».

- Это тот самый? Маринкина родня?

Но тётушка, занятая по хозяйству, вопрос не расслышала. И переписчик продолжил своё дело:

« Пожаловал пьяный Гришка Кудреватый. Орал, что Гагарин в космос летал и никакого Бога не встретил…»

-Тётя Меланья!-Старушка подходит на жёстких негнущихся ногах.-А вам самой не боязно было?

-А чего бояться-то? Перекрестись да живи!-И тётушкино лицо, напомнившее племяннику лик боярыни Морозовой из учебника истории, помягчело.

Фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Открытый источник.
Фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Открытый источник.