1939 год начался со структурных изменений на уровне правительства. Они затронули и Магнитогорский металлургический комбинат. В январе 1939 года Всесоюзный народный комиссариат тяжелой промышленности разделили на шесть отдельных наркоматов. Так появился Наркомат черной металлургии, призванный улучшить работу металлургической отрасли страны.
Кадровые и структурные перестановки
Первым наркомом черной металлургии стал Федор Меркулов. А уже 1 февраля директор ММК Павел Коробов был освобожден от своей должности в связи с назначением первым заместителем наркома черной металлургии.
1 февраля, в день семилетия ММК, Меркулов отправил телеграмму следующего содержания:
«Меткомбинат – Коробову. Горком, завком, коллективу рабочих и инжено-технических работников.
Магнитогорский металлургический комбинат является детищем 1-й пятилетки. В строительстве этого гиганта принимала участие вся страна. На пустырях в короткий период времени был создан один из величайших форпостов социализма. Из года в год коллектив комбината с большевистским упорством осваивал передовую технику и за истекшие 7 лет дал нашей стране 7 939 300 тонн чугуна, 5415 тыс. тонн стали и 4241 тыс. тонн проката. Такой успех могли обеспечить люди, глубоко преданные делу Ленина…»
В мае директором ММК стал главный инженер Константин Николаевич Иванов. Он руководил комбинатом всего год; в марте 1940 года Иванова сменил Григорий Иванович Носов.
О Константине Николаевиче известно, что в 1930 году он окончил Уральский институт стали по специальности «Инженер-металлург». Спустя два года приехал на ММК в качестве инженера прокатной группы, и вскоре стал начальником смены сортового стана «500», затем — начальником стана «300» №1. С августа 1938 года Иванов стал главным инженером ММК, а в 1939-ом — директором предприятия. За короткий срок «у руля» сделать ему удалось немало. При нем на ММК вошли в строй две мартеновские печи, был начат монтаж скоростными методами блюминга №3 и стана «720», велась разработка технологии прокатки новых профилеразмеров проката. В 1940 году К.Н. Иванов навсегда покинул Магнитогорск. Впоследствии он работал управляющим трестом «Главуралмет», в 1944-м был назначен директором пережившего немецкую оккупацию Керченского металлургического завода, где проработал до 1957 года.
Новые мартены и Всемирная выставка в Нью-Йорке
Итак, в 1939 году на ММК вошли в строй мартеновские печи под порядковыми номерами 14 и 15, но 13 и 14 по счету. Произошло это в сентябре. С пуском печи №14 начал работать мартеновский цех №3. В этом же году впервые в СССР была проведена автоматизация работы мартеновской печи №3, что улучшило показатели ее работы.
Но не все было радужно. На XVIII съезде ВКП (б) видный партийный деятель Г.М. Маленков выступил с резкой критикой ММК, упомянув захламленность мартеновских цехов и свалку между цехами №1 и 2. На этом фоне было принято решение укрепить руководство ММК. Главным инженером, а затем и директором ММК назначен опытный металлург Г.И. Носов, который в первую очередь организовал «генеральную уборку» мартеновских печей. За два года из под них было вывезено 4000 тонн застывшего металла и шлака.
30 апреля 1939 года в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка, которая продлилась до октября 1940 года. Выставочный ареал занимал почти 5 кв. км — по-прежнему рекордный результат. В выставке приняли участие 52 страны, из которых 22 страны-участницы имели собственные национальные павильоны. Выставку посетили около 44 млн человек, а ее темой стал «Мир завтрашнего дня». Советский павильон показал, что этот мир уже наступил в стране победившего социализма. В экспозицию павильона СССР было включено большое количество диорам. Обозреватели отмечали макеты ДнепроГЭСа и Магнитогорска с корпусами металлургического завода.
#ммк #паоммк #магнитогорскийметаллургическийкомбинат #магнитка #металлургия #производство #история #магнитогорск #90славныхлет #историяммк