Юридическая сторона вопроса для продавцов и законодательство о защите прав потребителей
На сегодняшний день все больше набирают обороты маркетплейсы. Что неудивительно, ведь, с одной стороны, это очень удобный способ покупки, различных товаров по более привлекательным ценам, нежели при розничной покупке в физических магазинах, а также с быстрой доставкой к порогу вашего дома, так и с другой стороны, приятные условия для продажи поставщиками (продавцами).
Для начала, стоит подчеркнуть разницу между онлайн магазином и маркетплейсом. Первый является сайтом одной конкретной фирмы, продающей только свои товары, а вторые являются посредниками между продавцами (поставщиками) и покупателями, где можно купить самые различные товары.
Говоря о юридической составляющей, можно заметить, что в законодательстве нет определенного термина для маркетплейсов, а также положения закона «О защите прав потребителей» не регулируют порядок работы, ведь новшества в онлайн сфере с каждым днем растут со стремительной скоростью, а законодательство не так быстро успевает догонять для их регулирования, поэтому каждая торговая площадка по-своему взаимодействует с предпринимателями и потребителями маркетплейсов, в связи с чем возникает множество недопониманий, как со стороны клиентов, заказывающих различные товары, так и со стороны продавцов, поставляющих эти самые товары для продажи.
- Агрегатор/ маркетплейс – сайт, собирающий и классифицирующий в одном ресурсе информацию разных компаний. Заработок этого сайта заключается в получении комиссий с продаж товаров/услуг, представленных на нем.
В измененном законе от 01.01.2019 «О защите прав потребителей», определено, что такое «товарный агрегатор». Для квалификации которого требуется одновременное выполнение таких условий как:
1. Предоставление возможности ознакомления с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара.
2. Заключение договора купли-продажи с продавцом (исполнителем).
3. Производство предварительной оплаты указанного товара (услуги) путем денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Юридическая модель:
1. Статус
Выбор норм законодательства, регулирующих деятельность проекта.
Советуем также принимать в счет анализ судебную практику, где удастся найти близкие к вашей деятельности кейсы и понять дальше вытекающие моменты.
2. Риски
Как раз из похожих кейсов можно будет сделать выводы о том, были ли на схожих проектах какие-либо запреты и прочее и обдумать их заранее.
3. Способы акцепта документов (как для удобства пользователей и лучшей конверсии, так и для доказывания факта легитимности акцепта спорных ситуациях)
4. Договоры (самое важное)
Для этого стоит обдумать несколько важных вопросов:
1. Понять вид агрегатора:
а) Продажи товаров от имени платформы
б) продажи товаров от имени поставщиков
в) сочетание обоих видов
2. Вид его функционирования:
а) Со своего склада
б) Под индивидуальный заказ
в) Поставка на склад маркетплейса
3. Как будет осуществляться расчет
а) платежи через маркетплейс (через расчетный счет, транзитный счет, номинальный счет, платежные сервисы)
б) оплата напрямую с поставщиком услуги.
5. Налогообложение
- Акцепт- (согласно ст.438 гк рф)- ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, она должна быть полной и безоговорочной. А также Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.)
Какой же минимум документов потребуется для размещения на сайте:
- Договор между поставщиком и платформой
- Договор между покупателем и платформой
- Договор между поставщиком и покупателем
- Политика обработки персональных данных
- Согласие на обработку персональных данных и согласие на рассылку
По общему правилу маркетплейсы отвечают за предоставление недостоверной информации о товаре. Если из-за некорректных сведений у покупателя возникли убытки, то их придется возмещать именно торговой платформе. (ст. 12 закона «О защите прав потребителей»). Например, при покупке контрафакта (подделки) какого-либо товара.
Напоследок стоит отметить, что маркетплейсы являются весьма удобными способами как для продажи товаров, так и покупки, однако, хотим напомнить очень важный момент, в избежание проблем и неожиданностей, настоятельно рекомендуем продавцам перед заключением договора внимательно ознакомиться с этим самым договором и оценить вышеперечисленные юридические модели и риски.
#маркетплейс #налоги #бизнес
#право