Найти в Дзене
Русь Триединая

СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ ТАМБОВСКОГО ПОЛКА В ХАРЬКОВЕ

С карты нашего города вновь безвозвратно исчезают старые здания. Одно из них - кирпичный дом, находившийся на «вечной реставрации» и завешенный целый год «флером маскировачной сеткой» – по проспекту Московский, №131 , напротив выхода из метро «Площадь восстания». До 2009 г. на его фасаде еще находилась табличка «ПАМЯТКА АРХИТЕКТУРЫ ОХОРОНЯЕТЬСЯ ДЕРЖАВОЮ», но многострадальное здание пережившее две войны, в свой 100-летний юбилей все же уничтожили тихо и цинично!

Цинично потому, что за ЧАСЫ НЕЗАЛЭЖНОСТИ в городском бюджете так и не нашлось средств на его ремонт, а в двойне обидно - что теперь на месте, где стоял трехэтажный красавец в стиле «модерн» теперь появилась автостоянка, вероятнее всего под ЕВРО-2012. Те, кто пролоббировал и осуществил снос векового здания, наверняка руководствовались формулой – «ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП». Но жизнь нашего любимого города после футбольного чемпионата все же не заканчивается… и назревает актуальный вопрос «А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ, после ЕВРО-2012?!». А поверьте – спасать сегодня в Харькове еще есть что!
Согласно всем известным на сегодняшний день печатным источникам здание, которое осталось теперь к сожалению только на фотографиях, было построено в 1899-1900 годах для 122-го Тамбовского полка по проекту архитектора М.И.Дашкевича. На открытке, приведенной выше, написано «Тамбовский 122-й Пехотный полк».
В «Харьковских губернских ведомостях» от 01.08.1899г упоминается о закладке казарм для батальона Тамбовского полка на ул. Старо-Московской. Сюда следует отнести и заметку в «Истории Харькова» Д.И. Багалея (т.2, с.69) о том, что на Старо-Московской выстроены за городской счет новые казармы с полковой домовой Николаевской церковью для Тамбовского полка. Постройка обошлась городу в 90 000 рублей.
Забегая вперед хочу отметить, что в этом здании, за его вековую историю побывали: Государь Император Николай II, профессоры Д.Багалей и Д.Миллер, фотографы мирового уровня А.Иваницкий и А.Федецкий, генералы Клембовский, Келлер , Кутепов, полковник М.Левитов и многие другие государственные и военные деятели нашего Отечества. На фото периода гражданской войны у этого здания запечатлены бойцы 3-го Корниловского Ударного полка сформированного из рабочих-добровольцев «Гельферих-Саде», Паровозостроительного заводов и студентов Харьковских вузов. Именно эти казармы 122-го пехотного Тамбовского полка являлись базой для формирования в 1919 г. этого подразделения.
М.Н.Левитов, «Корниловцы в боях летом и осенью 1919г.» - в своих мемуарах посвятил Харьковцам целый раздел своей книги. О них писал и генерал М. Туркул в книге своих воспоминаний «Дроздовцы в огне» в главе «Харьков». В Советское время в здании по ул. Военная располагалась «Школа красных командиров», в годы Великой Отечественной войны - военный госпиталь, позднее В/Ч и казармы ХВУ им. Крылова, а при Независимой Украине – Харьковский военный университет. Теперь, к большому стыду и сожалению «красный» дом по ул. Военная заброшен и разрушается, став местом последнего приюта для бездомных собак и бомжей. И не ищите на его стенах мемориальных досок и охранных табличек - о здании и его истории пытаются забыть.

А здание по пр. Московскому,131 выполненное в стиле модерн, которое летом 2011 г было снесено как аварийное, а вернее сказать доведено городскими службами до аварийного действительно строилось для воинских казарм, только не в 1899-1900, а между 1910 и 1913г. Вот, что говорится о «вновь» выстроенном здании «Кареевских» казарм в сборнике «Современное хозяйство города Харькова (1910-1913), выпуск II». Кроме постройки этого здания был возведен амбар в 2 этажа, и произведен ремонт старых зданий. На постройки и ремонт Кареевских казарм было израсходовано до 130 тыс. рублей. А вот что писали в газете «Южный край» 30 октября 1888 г. «В городской Думе 29 октября 1888 года обсуждался вопрос о способе раздачи денег, завещанных поручиком А.А.Киреевым, на проект-инструкцию и строительство новых военных казарм по ул. Старомосковской, близ Свято-Духовского храма и надзоре за производством городских работ». Одновременно с ним строились казармы на Сумском шоссе - (160 тыс. рублей) и казармы на Ващенковском переулке. На карте-плане 1902г (путеводитель Гусева) казармы 122-го Тамбовского полка показаны на углу ул. Военной и пр. Московского, а на месте здания по пр. Московскому 131, показано размещение 201 Лебединского резервного батальона, хотя строительство планировалосьдля Воронежского 124 пехотного полка. К счастью, на ул. Военной пока еще сохранилось здание казарм 122-го Тамбовского полка на углу пр. Московский и ул. Военной построенное в 1900 году. Очевидно, что именно оно и является казармами постройки 1900 г. по проекту городского архитектора М.И.Дашкевича. В настоящее время это уникальное здание с встроенной полковой церковью, кстати единственной сохранившейся домовой церковью в Харькове за последние 100 лет находится в ужасающем состоянии. Памятник архитектуры и истории скорее всего «попал в черный список главного архитектора Харькова пана Чечельницкого» подлежащего сносу, ведь с момента выселения из здания воинской части в 2004г., его бросили на разграбление.

Тамбовский пехотный полк был сформирован в 1863 году. Полковой праздник отмечался 6 декабря. Полк участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. В сражении у Горного Бугарово особенно отличился 1-й батальон полка, где был убит командир и выведены из строя все офицеры. В Русско-японскую войну участвовал в сражении при Кангуалине: В Первую мировую сражался на Юго-Заподном фронте. Полк имел знаки отличия: Георгиевское знамя с надписями: «За Севастополь в 1854 и 1855 годах и за Горное Бугорово 20 Декабря 1877 года» и «1797-1897» с Александровской юбилейной лентой. Первое отличие пожаловано батальонам полка в бытность их батальонами Севского полка. Знаки на головные уборы с надписью: «За войну 1812, 1813 и 1814 годов». Пожалованы в 1833 г. батальонам 22-го егерского полка для уравнения с Севским полком; - Серебряная труба с надписью: «За усмирение Венгрии в 1849 году». Пожалована 25.12.1849 г. 1-му батальону в бытность его 4-м батальоном Севского полка. Две Георгиевских трубы с надписью: на 1-й: «За усмирение Венгрии в 1849 году и за Горное Бугарово 20 Декабря 1877 года». на 2-й: «За Горное Бугорово 20 Декабря 1877 года». Обе трубы пожалованы 12.10.1878 г. Поход за военное отличие. Пожалован 8.02.1907 г. за отличия в войну с Японией в 1904-05 гг. Далее в тех же газетах находим следующую информацию: «При Харьковской губернской земской управе находится капитал в 13100 рублей, завещанный обездоленным штабс-ротмистром 122 пехотного Тамбовского полка С.П.Тихоцким» (Южный край)- 22 декабря 1890 г. При отправке 122 пехотного Тамбовского полка на Японский фронт 4 мая 1904г. Харьков посетил Император Николай II. Совершая объезд гарнизонных частей города Государь посетил казармы и полковую церковь Тамбовцев, где хранились полковые реликвии, иконы и знамена. На площади, после посещения Николаевской больницы, Государь провел строевой смотр, о чем записал в своем дневнике: «на хорошем поле смотрел 1-ю бригаду 31-й дивизии-121-Пензенский и 122 Тамбовский, а также 1-й Оренбуржский казачий полк-все с огромными обозами. Полки представились отлично, они неделю тому мобилизовались… благодарил за хлеб-соль Тамбовцев и сбереженные ими святыни… напутствовал всех в поход».(Дневник Николая II, 1904 г) Россйский самодержец хорошо помнил солдат 122-го полка по событиям 1888 г. Тогда во время ликвидации последствий крушения царского поезда под Борками, он был еще цесаревичем.

-4

Этот полк особо отличился при спасении пострадавших при крушении Императорского поезда. Из газет тех лет - «Для спасения пострадавших и семьи Александра III при крушении царского поезда на стацию Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги прибыл 122-й Тамбовский полк». («Южный край» 1888 г. 17 окт.). Именно этот полк оказал неоценимую помощь при спасении раненых, первым прибыв к месту катастрофы. Сохранились фотографии А.М.Иваницкого и А. Федецкого сделанные в те дни под Борками на которых запечатлены нижние чины 122-го полка. Кстати, сам А. Иваницкий не однократно посещал полк и был лично знаком с офицерами харьковчанами служившими в этом подразделении. Он присутствовал на освящении алтаря домовой полковой церкви на втором этаже –«после освящения полковой церкви солдаты 122-го полка провели спектакль для гостей. На спектакль был приглашен фотограф А. Иваницкий делавший снимки своим фотографическим аппаратом». Об этом уникальном историческом здании писал Д. Багалей -- «При казарме Тамбовского полка была построена военная домовая церковь в 1901 году она была освящена в присутствии первых лиц города». «Походная (при полку) церковь существует с 1863 года. Церковь эта сопутствовала полку в походах: в Турецкую войну в 1877-1878 г.г. и в Русско-Японскую войну в 1904-1905 г.г. По окончании Турецкой войны и до 1901 года полк первоначально, для удовлетворения религиозных нужд воинских чинов, пользовался Вознесенскою приходскою церковью. С построением по Старо-Московской улице городских казарм в 1899-1900 г.г., для полка отведено во втором этаже помещение для домовой полковой церкви и алтаря, вместимостью на 900 человек молящихся. Освещается церковь электричеством. По штату при церкви рукоположен: один полковой священник. Полковым священники на 1904-1905 гг. был отец - Любомудров Александр (умер от ран полученных в Манжурии при боевых действиях в 1904-1905 гг.) К числу достопримечательностей полковой церкви должно отнести: полковой образ (складень) Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе; с полком был в военных походах; икону Благовещения Божией Матери – «напутственное благословение и в память освобождения Болгарии от турецкого ига победоносному Тамбовскому полку. Софийский митрополит Мелетий. Гор. София, 16 мая 1879 года»; образ Св. Преподобной Евфросинии - благословение, с Высочайшего Государя Императора соизволения, присланное инокинями Вознесенского женского монастыря - в Москве, вышивавшими юбилейное знамя, ко дню исполнившегося в 1897 году столетнего юбилея полка. Знамена хранились при полковой церкви до отправки полка на Австрийский фронт в авг.1914г. Но после развала большевиками Румынского фронта осенью 1917г. половина личного состава 122-го Тамбовского полка, сохраняя верность присяге влился в только, что сформированный Дроздовский полк, с которым совершили тысячекилометровый поход Яссы-Дон, а позднее прошли с боями по всей левобережной Украине от Царицына до Харькова и от Киева до Орла. Все это и многое другое может поведать каменная летопись Харькова. Эта история не ко двору строителям незалежной державы, мы молчим, а камни вопиют!

Юрий Червяк ХООРС «Память Державы»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012