14,8K подписчиков

«Умение слышать время». 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

1,9K прочитали

«Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».

(Роберт Рождественский)

 

 «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».

Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и границы здесь очень четко очерчены. Муслим Магомаев… Казалось, что этот человек, окруженный всенародной любовью с самого первого появления на маленьких экранах телевизоров, был с нами всегда, что он намного старше – ведь его еще наши бабушки помнят! Сегодня «королю советской эстрады» исполнилось бы 80 лет.

Есть даже точная дата, когда взошла звезда Муслима Магомаева - 30 марта 1963 года. ТАСС проинформировало тогда граждан СССР о концерте азербайджанских артистов в Кремлевском Дворце съездов:   «...самый большой, можно сказать, редкий успех достался М.Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист».

Всегда придирчивая к творчеству собратьев-эстрадников Клавдия Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился...».

В 1969 году певец одержал победу в Международном фестивале песни в Сопоте, виртуозно исполнив русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и получил первый «Золотой диск» за свои пластинки, выпущенные фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Спустя всего четыре года Муслим Магомаев –  народный артист СССР, ему чуть-чуть за тридцать.

Удача следовала по пятам, самый пик карьеры – гастрольные концерты собирают многотысячные стадионы поклонников, зарубежные выступления проходят только на лучших оперных площадках, артист создает  великолепный эстрадно-симфонический оркестр, который просуществовал под его руководством целых четырнадцать лет… 

Человек истинной, ни в коем случае не показной скромности, Магомаев всегда относился требовательно к собственной персоне, реально и трезво оценивая свои возможности. Музыканта дважды приглашали в Большой театр, всегда получая отказ с объяснением, что его данные «не соответствуют высокому жанру». Критическая самооценка не позволила Магомаеву согласиться и на роль красавца Вронского в фильме Александра Зархи «Анна Каренина», хотя певец обладал и оперным певческим голосом и ярко выраженным актерским талантом, в чем публика неоднократно убеждалась впоследствии. 

Настоящий талант почти никогда не бывает односторонним. Муслим Магомедович сочинял замечательные песни, занимался рисованием и лепкой, писал книги. В 1993 году вышла первая книга о кумире певца «Великий Ланца», представляющая читателям полную картину жизни «величайшего голоса ХХ века». В 1999 исчезнувшее сегодня издательство «Вагриус» выпустило в серии «Мой 20 век» книгу «Любовь моя – мелодия»; но, наверное, самая известная книга Магомаева – неоднократно переизданная «Живут во мне воспоминания». Книга начинается со слов: «Я горжусь своей родиной и люблю ее. И всю жизнь я раздваивался в этой своей любви: говорил, что Азербайджан – мой отец, а Россия – мать». 

В каждой строке повествования заключена душа мастера: он не приукрасил ни одного факта, рассказывая о себе и о своих близких, о творческом пути и о людях, встретившихся ему на этой не всегда гладкой дороге; размышляет, по словам музыковеда и литературного критика Святослава Бэлзы, «о времени, в яростном шуме которого явственно слышен его красивый звучный голос».

 

📖 Из книги Муслима Магомаева «Живут во мне воспоминания»:

✍🏻 Если в тебе исчезает что-то детское, наивное, когда ты сам отпускаешь это из души, становится ясно – ты начинаешь стареть…

✍🏻 Во времена нашего детства деньги не возводились в культ. Это сейчас у нас и по телевидению, и по радио, и в прессе постоянные разговоры о деньгах. И ты с ужасом понимаешь, что это становится нормой жизни.

✍🏻 Теперь-то я знаю, куда уходят и детство, и те, кого мы недолюбили, кого не баловали ни своим вниманием, ни ласковым словом, ни добрым делом. Полагали, что вроде бы они, наши близкие, достались нам просто так, раз и навсегда. Как море и небо…

✍🏻 Я не хочу быть похожим на таких людей, которые говорят - как здорово было тогда-то и тогда-то.

✍🏻 Завидовали мы не лакированным туфлям или накрахмаленной манишке, а тому, кто был даровитее: «Он так играет на скрипке!» или «У него такая техника!» Вот что ценилось.

✍🏻 Пришла свобода – можешь петь что угодно. Да, эстрада сейчас цветет. Однако цветут, как известно, не только розы и прочие благородные растения, но и крапива, растущая на задворках.

✍🏻 Когда приходит известность, появляется имя, тогда появляется и ответственность – ты не имеешь права петь хуже, чем спел вчера.

✍🏻 Какой бы по счету концерт ни давал артист, новая публика встречает его заново.

✍🏻 Сейчас я знаю о своем творчестве больше самого умного и проникновенного аналитика. И мое мнение о себе безжалостно.

✍🏻 Надо приучить себя к тому, что поступать по-доброму важно и для самого себя, для собственной души. Добро, говорят, рассеивается. Зло бумерангом возвращается к источнику. Короче, делаешь добро - делай. Отзовется - благо. Не отзовется - так тому и быть...

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!