Найти тему

Дополнительные критерии диагностики психических расстройств. Часть 2

Оглавление

В статье обоснованы перспективы использования особенностей разномодальных семантик, составляющих речевое поведение и характера их взаимодействий в качестве дополнительных диагностических критериев психических расстройств.

Разномодальные семантики речевого поведения, их особенности и характер взаимодействия как дополнительные критерии диагностики психических и поведенческих расстройств

Автор статьи: Игорь Викторович Ганзин, доктор медицинских наук по специальности «Психиатрия», доцент по специальности «Медицинская психология», врач-психиатр высшей квалификационной категории, врач-психотерапевт.

F3. Аффективные расстройства настроения

Речевое поведение при аффективных расстройствах настроения характеризуется усилением или ослаблением нормальных взаимоотношений разномодальных семантик, полярность которых определяется аффективной фазой. Содержание семантик отражает характер изменений когнитивной активности и ведущий психопатологический синдром.

Кинесическая семантика:

  • при депрессивных расстройствах динамика основных кинесических показателей снижается, при маниакальных – существенно возрастает, особенно по каналам мимики и жеста;
  • содержание семантик кинесики при депрессивных расстройствах определяется статично-субмиссивными характеристиками, при маниакальных – экспансивно-агонистическими. Помимо этого кинесическая семантика дополняет и уточняет содержание вербальной семантики.

Просодическая семантика

  • динамика основных просодических характеристик согласована с полярностью аффективной фазы: усиливается при маниакальных и ослабевает при депрессивных расстройствах;
  • содержание семантики определяется сущностью болезненных переживаний, воплощенной в описанных основных просодических синдромах.

Вербальная семантика:

  • Психосемантические особенности:
  • широкий спектр колебаний коммуникативной активности, в зависимости от полярности аффективной фазы;
  • деформация субъективными болезненными семантиками относительно сохранной субъективной картины окружающего мира и самосознания;
  • широкий спектр психологических защитных механизмов, зависящих от ведущего психопатологического синдрома и преморбидных личностных особенностей;
  • выраженность различных вариантов феномена алекситимии, отражающего особенности течения депрессивных расстройств.
  • Психолингвистические особенности:
  • невысокое количество речевых ошибок отражает сохранность системы речепорождения, а их равная выраженность указывает на функциональный характер изменений в условиях дисбаланса энергетического обеспечения;
  • преобладание оговорок указывает на важность учета значений субъективных семантик болезненных переживаний; и связанных с ними аффектов;
  • величина психолингвистических коэффициентов пропорциональна интенсивности аффектов, активности когнитивных структур и адаптивных механизмов.
  • Семантико-синтаксические особенности:
  • структурно-функциональная и смысловая сохранность текста;
  • выраженный субъектный состав предложения, с преобладанием местоимений.
  • Семантико-прагматические особенности:
  • прагматическая активность зависит от полярности ведущего аффекта;
  • структура речевых актов определяется усилением или ослаблением иллокутивно-перлокутивных взаимоотношений;
  • на высоте аффектов возможен диссоциативный характер взаимоотношений, отражающий формальные расстройства мышления.

F4. Невротические расстройства в детском возрасте

Речевое поведение при невротических расстройствах несет в себе признаки функционального усложнения разномодальных семантик и особенностей их взаимоотношений. Возрастные особенности проявляются появлением или усилением онтогенетически ранних признаков в речевом поведении.

Кинесическая семантика:

  • увеличение динамики основных кинесических показателей, наиболее выраженное по каналам мимики и жеста;
  • широкий спектр значений кинесических характеристик, отражающих и дополняющих вербальные сообщения и вытекающие из него аффективные реакции;
  • функциональная незрелость кинесики и ее взаимосвязей с другими разномодальными семантиками проявляется в избыточности и низкой семантической дифференцированности кинесических показателей.

Просодическая семантика:

  • значительное увеличение динамики и расширение спектра проявлений основных просодических параметров, большая роль интонационных характеристик в передаче болезненных переживаний и субъективного отношения к ним пациентов;
  • признаки функциональной незрелости системы речепорождения и фонационно-артикуляционного аппарата, проявляющиеся регрессивными чертами и рядом патофизиологических характеристик:

а) регрессивные (более ранние онтогенетические) признаки:

б) редуцированные элементы дислалии и дисфонемии;

в) выраженная мелодичность (певучесть) речи, интенсификация и растягивание гласных, редукция («проглатывание») согласных и окончаний слов;

г) яркое, выразительное интонирование и акцентирование субъективно значимых фрагментов текста;

д) заполнение пауз нечленораздельными звуками и звуками без словесного оформления, носящее стереотипный характер.

У здоровых детей указанные особенности проявляются только в младшей возрастной группе (до 7-9 лет).

К патофизиологическим характеристикам относятся синдромы дыхательной дизритмии и глоточного сжатия.

Вербальная семантика:

  • Психосемантические особенности:
  • неравномерное усложнение основных психосемантических пространств и субъективной картины мира;
  • склонность к соматизации внутренней картины болезни;
  • эгоцентризм;
  • широкий спектр психологических защитных механизмов, напряженность адаптивно-компенсаторной деятельности;
  • высокая значимость субъективных семантик и болезненной символики.
  • Психолингвистические особенности:
  • высокое количество речевых ошибок отражает функциональные перегрузки незрелой системы речепорождения;
  • большое число оговорок, фальстартов, коррекций и повторов указывает на сложность и аффективную неоднозначность болезненных переживаний, невротические конфликты, сохранный речевой самоконтроль, незрелость фонационно-артикуляционного аппарата;
  • психолингвистические показатели отражают структурно-функциональную незрелость психосемантических пространств, содержащих описание свойств и характеристики объектов и действий;
  • насыщенность аффектами и напряженность адаптивно-компенсаторных механизмов.
  • Семантико-синтаксические особенности:
  • структурно-функциональное и смысловое усложнение речи;
  • высокие информативная плотность и новизна текста;
  • незрелость предикативных функций;
  • появление регрессивных синтаксических конструкций, в особенности, на высоте аффектов.
  • Семантико-прагматические особенности:
  • высокий коммуникативный прагматизм, полипрагматичность;
  • функциональная сложность структуры речевого акта, усиленный характер иллокутивно-перлокутивных взаимоотношений.
  • Дискурсивные особенности:
  • высокая структурно-функциональная сложность дискурса;
  • широкий спектр используемых связей и отношений между отдельными фрагментами высказывания и текста в целом;
  • высокая семантическая насыщенность текста.
-2

Подробнее о семинаре - https://bk.associationcbt.ru/profiling_in_psychotherapy?utm_source=vk&utm_medium=besplatno&utm_campaign=verification_and_profiling&utm_content=post&utm_term=announcement