Ближайшим последователем идей К.Э. Циолковского и горячим сторонником и энтузиастом ракетного дела был высокоталантливый инженер-изобретатель Фридрих Артурович Цандер (1887-1933 гг.). Благодаря его работам были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей.
Всю жизнь с ранних лет он был одержим идеей полета на Марс. Но Фридрих Артурович был не просто мечтателем, но и делал важные шаги для осуществления такого полета.
Он создал первый советский опытный реактивный двигатель, ОР-1. Для его изготовления автор использовал детали обычной паяльной лампы. Это не умаляет значимости конструкции, а свидетельствует о его скромных возможностях и находчивости.
Ф.А. Цандер состоял в различных организациях, но наиболее продуктивной стала его деятельность в московской группе изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством С.П. Королева. Своим возникновением эта организация обязана небольшой группе энтузиастов — молодых инженеров и Цандеру. Московская группа по изучению реактивного движения сыграла большую роль в развитии советской ракетной техники.
Работая в ГИРДе, Фридрих Артурович неоднократно предлагал идею весьма необычного летательного аппарата, который представлял собой комбинацию аэроплана и ракеты. По задумке автора, он мог бы летать как в атмосфере, так и в космосе. Взлетал он как аэроплан, поднимался на большую высоту с помощью винтов и крыльев. Но затем в разреженной атмосфере авиационный двигатель выключался и включался ракетный. После этого специальным механизмом втягивались части аэроплана в котел, где они должны были расплавляться, и получался жидкий алюминий, который вместе с водородом и кислородом служил бы прекрасным горючим материалом.
Макет данного аппарата был представлен на Первой мировой выставке моделей межпланетных аппаратов и механизмов. Но реализовать эту идею в те времена было невозможно.
Однако, были и воплощенные в жизнь идеи. Так Ф.А. Цандером была разработана ракета «ГИРД-Х». Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м. Ее тяга составляла по разным подсчетам от 50 до 75 кгс. Вместе с ракетой «ГИРД-9» конструкции М.К. Тихонравова, они стали главным достижением ГИРД.
За свои достижения он был удостоен чести лично встретиться с В.И. Лениным. Но данные о времени и месте встречи разнятся.
Ф.А. Цандер умер в 1933 г., но сумел создать дружный коллектив работников, своих учеников и последователей.
В 1933 г. на базе Московской ГИРД и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный научно-исследовательский институт, в котором продолжали работать люди, знавшие Ф.А. Цандера, и после Великой Отечественной войны они сделали первые шаги к тому, чтобы его девиз «Вперёд, на Марс!» стал реальностью.
Автор - Юрий Александров, научный сотрудник государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.