Егор, мальчик 8 лет, пришел к нам на свой первый тренинг. По телефону мама рассказала о своих переживаниях: «С Егором не дружат, и он из-за этого очень расстраивается. Считает себя плохим, называет неудачником. Боится обратиться ко взрослому за помощью, неохотно говорит о себе. До крови обкусывает губы, появились навязчивые движения головой.»
На тренинге Егор мало говорил о себе – только отвечал на вопросы:
Ведущий: «Как тебя зовут?»
Мальчик: «Егор»
Ведущий: «Чем любишь заниматься?»
Мальчик: «Не знаю, гулять»
Ведущий: «Какие хобби у тебя есть?»
Мальчик: «Да особо никаких…»
При любом вопросе от взрослого Егор весь зажимался, появлялось большое напряжение в теле. В общении с детьми инициативы он тоже не проявлял – не обращался к детям, а если они у него что-то просили – просто делал это. Все эмоции у Егора были сдержаны, всем было непонятно, что же с ним происходит. И, конечно же, детям было скучно с ним взаимодействовать
Мы начали работать в двух направлениях:
с ребенком в группе, и консультативно с родителями
На детских тренингах:
Для ребенка с трудностями в общении важны безопасные условия для проявления чувств и инициативы.
Первый шаг для таких детей – наблюдать, как играют другие ребята. Как они проявляют себя, и не получают замечаний за это. Когда у них что-то не получается или возникают трудности – они получают поддержку. А когда получается – мы радуемся вместе. Мы не торопили Егора, не давили и не приставали с вопросами. Дали ему присмотреться и адаптироваться столько, сколько ему было нужно
Второй шаг – через несколько занятий Егор начал пробовать проявлять себя сам. Что-то получалось, а что-то нет. После каждого задания у нас на тренинге идет круг обсуждения. Когда Егор начал активно проявлять себя, дети это заметили, и дали ему очень приятную обратную связь. И это очень поддержало его первые шаги к открытости и активности.
С каждым тренингом Егор становится все более инициативным и активным, живым и настоящим. Он проявляет эмоции и делится им. Ребятам вокруг это нравится, и они охотнее взаимодействуют с мальчиком.
В консультациях с родителями:
В работе с родителями мы исследовали причины неуверенности ребенка и его страхов в контакте. Обсудили, как их послания и действия влияют на ребенка, формируя те самые трудности. И определили ряд способов, которые помогут поддерживать уверенность ребенка в себе и преодолеть страхи в общении
- Отказались от использования в общении упреков, осуждений, нравоучений, советов
- Освоили способ ведения конструктивного диалога с ребенком
- Нашли способ использовать больше поддержки и эмпатии к ребенку
- Попробовали снизить ожидания от ребенка, учитывая его возможности
- Поддержали общение с другими детьми: приглашали в гости, встречались на прогулке, организовывали совместные поездки
- Установили права ребенка на ошибку и поддержку
- Запланировали в жизни семьи больше совместных дел и игр
- Договорились больше позволять ребенку выбирать и принимать решения, касающиеся его жизни
Результат:
Через полгода позитивные изменения были налицо. Мальчик стал активнее проявлять себе как со сверстниками, так и с родителями. Говорить о своих желаниях, отстаивать свои границы. Стали редки движения головой и обкусывание губ. В классе появились друзья, с которыми они вместе играют и проводят выходные.
На тренингах Егор стал говорить смелее о своих неприятных чувствах, может обратиться за помощью. Делится идеями, хоть это бывает трудно и при поддержке ведущего
_______________________
Имена в истории вымышленные, фотографии взяты с разный занятий