Найти тему

Пасынки в изгнании

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145

1. Национальная катастрофа

Советское многонациональное государство изначально строилось на принципе федерализма: некоторые союзные республики имели внутри себя национальные автономии. Большинство их было в РСФСР.

Не во всём многонациональная политика советского руководства была безупречной, но она давала возможность многим нациям осуществлять на деле право культурного развития в рамках своего национального образования. У многих народов, прежде не имевших даже своей письменности, появились национальные школы и, как следствие, своя письменная литература. Вырастали кадры национальной интеллигенции, появились национальные писатели, учёные, композиторы, художники, врачи, работники театральных искусств. Свою роль сыграли уклад народов и удалённость их от центра страны, хотя равноправие всех наций и народов страны было гарантировано Конституцией СССР.

Из не титульных наций автономию получили, многочисленные немцы и евреи.

Наличие государственности явилось фактором консолидации наций и народов, при росте национального самосознания, в некоторых республиках принявших уродливые формы национализма и даже шовинизма. Распад СССР во многом был обусловлен именно этим фактором. Вспомним “парад суверенитетов” 1989-91 гг., когда страна распалась в считанные недели. С прибалтийскими государствами ситуация была ясна. У них был некий суверенитет, которого они лишились благодаря пакту «Риббентропа - Молотова». И они с удовольствием воспользовались ситуацией, которую сами же спровоцировали. Слабость тогдашнего руководства Советского Союза тоже этому способствовала.

Страны Закавказья только благодаря России выжили и сохранились, не будь этого, персы и турки поступили бы с грузинами, абхазами и аджарцами, как с армянами и курдами, а уничтожение армян было бы ещё более масштабным. А Азербайджан полностью вошёл бы в Персию-Иран, без всяких прав на автономию.

Другие союзные республики также должны были бы быть благодарны советскому государству за то, что оно не только дало им государственность, но и развило в них научно - промышленную базу, которой до той поры у них никогда не было.

Эстонцы, латыши, литовцы, белорусы, украинцы, молдаване, грузины, армяне, казахи, азербайджанцы, туркмены, узбеки, таджики и киргизы – титульные народы. Они не подвергались геноциду, но, разбегаясь, высказывали претензии, порой справедливые, прежде всего русским.

Но кто творил геноцид? Неужели в целом дружелюбные русские, а не многонациональное руководство страны объявляла целые нации “врагами народа”? Иные народы были выселены из своих родных мест в наказание за пособничество отдельных их представителей фашистам в годы Великой Отечественной войны. Хотя представители этих же и многих других наций славной семьи советских народов достойно сражались против общего врага, часть их подверглись репрессиям. За что?

Сломав хребет фашистскому вермахту под Сталинградом и Курском, Красная Армия громя гитлеровцев начала победоносное наступление на запад. Люди освобождённых территорий воспрянули духом. Но не всем была уготовлена радость победы. Иным было суждено расставание с родными местами и могилами предков. Многие армяне, балкарцы, болгары, греки, ингуши, калмыки, карачаевцы, крымские татары, курды, латыши, литовцы, поляки, немцы, турки - месхетинцы, финны, хемшилы, чеченцы, эстонцы и другие были объявлены пособниками фашистов и за это оказались в лагерях-поселениях далеко от родины. Лишённые политических и гражданских прав эти народы оказались в Сибири, на Алтае, в Средней Азии и Казахстане.

Как известно, в плену у гитлеровцев побывало около 8 миллионов советских воинов. Из этого числа пленных гитлеровцы не смогли создать даже полной армии власовцев. А те, кого завербовали в Русскую освободительную армию – РОА, при первой же возможности бежали из неё к партизанам или к своим за линию фронта. Мало кто хотел воевать против своей Родины, а участие в РОА было лишь способом выжить, выйти из фашистских концлагерей живыми, а не умереть голодной смертью. В РОА существовал мусульманский полк. Там были узбеки и волжские татары, туркмены и башкиры, казахи, таджики и киргизы. Этот полк не сумел проявить себя на Восточном фронте. Фашисты не дошли до территорий этих пособников гитлеровцев, и их соплеменников никуда не выселяли. Зато народам Кавказа и крымским татарам не повезло. Их расселили далеко от родины.

Так появились народы – пасынки. Пасынки в изгнании. Но был среди пасынков народ, пострадавший в превентивном порядке – так, на всякий случай. Это немцы.

2. Немцы в России. Откуда они здесь взялись, и кто они на самом деле?

28 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована АССР Немцев Поволжья.

Немцы, т.е. немые люди, не знающие языка коренных славянских народов – понятие древнее. Практика приглашения немцев на русскую службу была ещё в XIV – XV веках. Со времён царей Михаила Фёдоровича и его сына Алексея Михайловича РомановыхРоссию приглашали выходцев из государств Западной Европы на военную (рейтарскую) службу. С течением времени рейтары, объединённые в «полки нового строя», стали альтернативой стрельцам, а при Петре I и вовсе стали основой регулярной армии. Из-за отсутствия банковской системы вышедшие на пенсию иностранцы вынуждены были оставаться в России, чтобы получать её. Шотландцы, шведы, французы, англосаксы, голландцы, бельгийцы, германцы из многочисленных германских государств оставались на русской службе, получали российское дворянство, русифицировались и их потомков мы давно уже воспринимаем, как истинно русских: М. Ю. Лермонтов – потомок шотландца Георга Лермонта, А. В. Суворов – потомок шведа, датчанин В. И. Даль, голландцы Лефорт и Беринг, немцы Фонвизин, Беллинсгаузен, Кюхельбекер, О. Ю. Шмидт, Карл Брюллов – список этот можно продолжить бесконечно – сделали для России столько, что мы считаем их истинно русскими людьми.

Война со шведами, позже поход Наполеона дали большой приток пленных, которые были под именем немцев расселены в малолюдных местах России, а в 70-х годах XVIII века по высочайшему повелению, бывшей принцессы Ангальдт-Цербтской, императрицы Екатерины II в Россию хлынул поток переселенцев из “Священной Римской империи германской нации”, распавшейся на многочисленные королевства, герцогства, графства и баронства. Разорённые длительной войной жители Рура и Лотарингии, Баварии и Саксонии, Пруссии и Померании осуществили, благодаря российской правительницы извечную мечту немцев «Drang nach Osten», они «завоевали» Россию мирным путём. Свободных земель в России в то время было предостаточно: Новороссия, Поволжье, Кавказ. Для их "колонизации" требовались люди. Даже прибалтийские немцы из Курляндии и Лифляндии охотно шли на русскую службу.

Многочисленные немецкие фольварки с течением времени преобразили необжитые, маловодные и безлюдные районы Саратовской, Херсонской, Николаевской и др. губерний. Трудолюбивые и скрупулёзные немецкие колонисты занимались в основном земледелием, виноградарством и разными ремёслами. Используя природную хватку и трудолюбие, а также наёмный труд батраков, многие разбогатели, другие искали себе должностей гувернантов и управляющих у фабрикантов и помещиков, распространяя навыки культурного ведения производства, т.е. активнейшим образом строили капитализм в России. Для наглядности вспомним деятельного Штольца из романа И.А. Гончарова “Обломов”.

Немцы в России изначально селились по признакам землячеств, а также по принципам веры, поэтому на новой родине они оставались верными культурным и религиозным традициям своих исконных земель. Они учили детей в национальных школах, развивали на новых землях театры, песенное и музыкальное искусство, характерное для прежней родины. В обиходе сохранялись наряды 18 века, в которые обряжались тогдашние Гретхен и Лорхен, Гансы и Фрицы. Поэтому процесс создания единых традиций и единого языка российских немцев был невозможен из-за разобщённости религиозных конфессий. А было их великое множество: католики, лютеране, кальвинисты, менониты, протестанты и баптисты многих направлений и течений.

Кстати, именно через этих переселенцев баптизм получил широкое распространение в русской среде, найдя здесь благоприятную почву и даже развиваясь по новым направлениям: хлысты, молокане, пятидесятники, иеговисты седьмого дня и так далее, и тому подобное – всех не перечислить.

Но не у всех немцев всё было идеально. Получив в России возможность, жить и богатеть, не все немцы достигли благополучия и богатства. Именно поэтому многие бедняки из среды немцев уверенно поддерживали Советскую власть и выступили на стороне большевиков. Но в целом бюргерство играло роль сторонних наблюдателей, мол, своих проблем хватает. Так что, к моменту создания советской власти в России мы видим немецкое общество раздробленным по имущественному положению, по сословиям, по роду занятия, по месту компактного проживания, по конфессиям.

Наиболее консервативными были немцы, находящиеся на военной службе, и бюргеры. Одни по присяге, другие, цепляясь за имущество в своих хуторах и фольварках. Тем и другим в большевистской России не было видно ничего утешительного. Многие из них, беспокоясь за благополучие своих семей, эмигрировали на историческую родину ещё в двадцатых годах XX столетия.

3. Немецкая автономия.

Немцы в Советской России были признаны, наряду с другими, равноправным народом. В 1920 году была создана автономия немцев – Трудовая Коммуна немцев Поволжья со столицей в городе Марксштадт (бывшем Баронске или Екатериненштадте, переименованного с 1941 г. в город Маркс). Коммуна имела интересное деление. Не уезды и не районы, как везде по стране, а кантоны как в Швейцарии.

Нелегко проходила здесь коллективизация. Привыкшим фермерствовать немцам предлагалось объединиться в колхозы. Но и здесь помогла внутренняя дисциплина. Немцы, объединившись в колхозы, довольно быстро сумели доказать, что трудолюбие и умение подчиниться внешним обстоятельствам, способны дать хорошие результаты. Немецкие колхозы являли пример благополучия и высокой эффективности, особенно в свете ещё недавнего голодомора в Поволжье.

В 1936 году по новой (сталинской) Конституции СССР, Трудовая Коммуна немцев Поволжья была переименована в АССР немцев Поволжья со столицей в городе Энгельс (г. Покровск в 1914–31 гг.). В автономии существовали национальный театр, национальные школы, училища, техникумы и институты, которые притягивали немецкую молодёжь из других регионов Советского Союза. Ведь большое число немцев продолжало компактно жить на Украине, в Закавказье, Ленинградской и других областях РСФСР. До этого лишь в Одессе, при Одесском университете существовало отделение, где преподавание по всем предметам велось на немецком языке. Во всех остальных случаях это были либо школы с углублённым изучением немецкого языка, либо домашнее обучение, как в старое время, либо факультеты иностранных языков при пединститутах и в университетах, где преподавание немецкого языка было обязательным.

Немцы жили в едином ритме со всей страной, строили развитой социализм, участвовали в культурном и научном процессе, служили в армии и на флоте, многие были комсомольцами и коммунистами по убеждению. С болью они воспринимали приход Гитлера к власти, готовы были защищать Советскую родину от угрозы фашизма, становясь кадровыми разведчиками, как Рихард Зорге и другие.

При этом они не знали, какая судьба была у немцев-коминтерновцев, бежавших в Советский Союз из Рейха после захвата власти фашистами. Те, надеясь продолжить борьбу с фашизмом в СССР, просчитались. Их порывы были не нужны советскому руководству в период «чисток» в собственной стране. После подписания Риббентропом и Молотовым в 1939 году «Пакта о ненападении», цинизм сталинского руководства выразился в предательстве соратников, стал более рельефным и отвратительным. Наши коммунисты, согласно статьям этого договора начали выдворять из страны в Германию тысячи честных немцев-коммунистов и передавать их в руки гестапо, на погибель от пуль и в газовых камерах. Таким образом, то, что было сделано с собственными советскими немцами руками ежовско- бериевской машины принуждения, стало лишь следствием этого цинизма.

4. Ликвидация «пятой колонны».

Выражение «пятая колонна» родилось в Испании. Как известно, генерал Франко наступал на Мадрид четырьмя колоннами. Пятой колонной называли тех, кто, находясь в среде революционеров, поддерживал Франко, кто вредил делу революции всеми доступными им способами: диверсиями, саботажем, убийством из-за угла, предательством дела революции. Потенциальный, но скрытый враг, опаснее врага явного. Так выражение «пятая колонна» стало синонимом скрытой угрозы государственности.

С началом Великой Отечественной войны тысячи советских немцев с оружием в руках вели борьбу с гитлеровцами. Предателей и перебежчиков среди них было не больше, чем среди представителей других наций. Тем более, что при пленении им грозили те же ужасы фашистских концлагерей, что и другим советским военнопленным. Ведь немцы были и командирами, и политработниками, и простыми коммунистами, и комсомольцами. Да и воевали они ничуть не хуже других. Однако в среде Верховного Главнокомандования и в Ставке появились подозрения, что в случае приближения немецко-фашистских войск к местам компактного проживания советских немцев, которых гитлеровская администрация именовала фольксдойчами, они получат приток живой силы в вермахт. Да и вообще, успехи гитлеровцев могут породить в среде советских немцев «пятую колонну».

По этой логике следовало упредить эти события! Поэтому АССР немцев Поволжья была столь стремительно ликвидирована. Решено было всех немцев из мест компактного проживания переселить вглубь страны, а чтобы военнослужащие немцы за это не стали стрелять в спины по своим, то их немедленно отозвать из армии и с флота, из войск НКВД.

Несколько тысяч немцев было отозвано с передовой, с поля боя, словно и без того было мало потерь. Командиры и бойцы, коммунисты и комсомольцы сразу же были уравнены в правах с другими – они стали бесправными, беспартийными трудармейцами, зэками.

С Украины, Закавказья и отовсюду, куда ещё не дошли гитлеровцы, немецкие семьи срочно вывозились вглубь страны: в Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь. Зачастую не на чем было эвакуировать раненых и материальные ценности, поскольку для них не хватало вагонов и паровозов, а составы с невинными немцами катили на восток.

Рассказывали те, кто попал под переселение: их вывозили под грохот боёв, и люди недоумевали, отчего такая оперативность и целеустремлённость для их спасения, когда другие остаются. В Поволжье машины с энкавэдэшниками в сопровождении собак въезжали в сёла, оцепляли их, и семьям давался час времени, чтобы собрать самое ценное и необходимое. Колонны машин с несчастными переселенцами отбывали на сортировочные пункты, а ещё через час-другой освободившееся жильё занимали беженцы с западных районов страны, находя для себя в нём всё необходимое, порой даже свежеприготовленную еду, которую уехавшие не успевали съесть. Это было!

На сортировочных пунктах семьи рассортировывали по извращённому принципу. Стариков, женщин с малолетними детьми, подростков, инвалидов и прочих нетрудоспособных разделяли друг от друга так, что они долгие годы потом разыскивали членов своих семей. Они страдали, попадая в разные районы страны и не получая нужной поддержки близких людей. Многие без этого погибали, не имея тёплого белья и одежды, не получая необходимой медицинской помощи. Молодёжь – парни и девушки, попавшие в северные районы Сибири в непривычные условия жизни туземцев без знания местных языков вынуждено становились рыбаками, речниками, оленеводами, кочевниками. Без тёплой одежды, без привычной еды, без медицинской помощи многие просто вымерли, не вынеся таких суровых условий жизни. А уж, кто выжил и остался жить, надолго выработали в себе умение выкарабкиваться из любых самых трудных ситуаций.

Кому были выгодны такие издевательства над беззащитными детьми? Во имя чего они страдали? Только ли из-за тупоумия высоких партийных чиновников, да мракобесия Гитлера?

Мужчин призывного возраста и трудоспособных, независимо от их квалификации, прежних должностей и заслуг определяли в Трудовую армию.

* * *

Лишь после ХХ съезда КПСС в 1956 году немцы и другие «пасынки» получили фактическую свободу полноправных граждан страны, хотя некоторые ограничения всё же существовали. Руководство страны не рискнуло возродить немцам автономию, мотивируя тем, что «… нам и с ГДР хлопот хватает, какая ещё вам автономия». Вот эти аргументы заставили последствие несколько миллионов граждан немецкой национальности бывшего СССР уехать на историческую родину, чтобы не повторять путь голода и лишений, которые им помнились в их самых страшных снах.