Из репортажа Вести.Воронеж от 16.08.2022 (смотреть с 04:07) мы узнали, что в Воронеже на перекрестках, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП) планируется установить видеокомплексы. С их помощью будут фиксировать нарушения:
- проезд на красный свет;
- превышение скорости;
- нарушения требований разметки и т. д.
Места установки, судя по репортажу, определяла комиссия, которая в своем выборе опиралась на данные статистики.
Видеокомплексы должны появиться в октябре на четырех перекрестках:
- перекресток ул. Ворошилова и ул. Матросова;
- перекресток Ленинского пр. и ул. Арзамасской;
- перекресток ул. Плехановской и пл. Ленина;
- перекресток ул. Большой манежной и ул. Степана Разина.
Географические информационные системы (ГИС) могли бы стать очень хорошим подспорьем для планирования мест размещения подобных объектов. При наличии исходных данных (в данном случае о ДТП) с помощью ГИС анализа можно получить объективную информацию, которая может помочь лицам принимающим решения определиться с выбором и обосновать его.
В 2019 году, в доковидные времена, мы собирали данные о ДТП на территории городского округа г. Воронеж. Источниками данных служили сервисы:
- Данные исполнительных органов государственной власти Воронежа.
В течении года была собрана информация о более чем 35 000 точек – мест ДТП. Учитывались ДТП всех типов (с участием автомобилистов, пешеходов, велосипедистов и др.).
Источником информации о улично-дорожной сети города были карты Open Street Maps.
Улично-дорожная сеть была разбита на участки от перекрестка до перекрестка (на каждом пересечении), а прямые участки разделены на отрезки не более 62 м. Это расстояние выбрано как приблизительный путь до полной остановки автомобиля (время реакции водителя + тормозной путь) со скорости 60 км/ч на сухом асфальте.
Далее для каждого участка дороги было посчитано количество зафиксированных ДТП.
Количество ДТП считалось в аналитически определенном буфере от участка дороги (линейного объекта). Для разных классов дорог был подобран свой радиус буферной зоны (от 5 до 15 м) с таким расчетом, чтобы максимально охватить все точки ДТП.
Далее было вычислено отношение количества ДТП к протяженности участка автодороги. Таким образом, мы получили показатель количество ДТП на один метр дороги.
Максимальный значение за указанные период (одна авария на один метр дороги) зафиксирован на съезде с кольца по ул. Димиртрова на ул. Брусилова.
Так как использовались данные из различных источников за ограниченный период времени, абсолютные показатели, выраженные в количестве ДТП на метр дороги, будут не репрезентативны и могут расходиться с данными из других источников и за другие промежутки времени, и тем самым вводить в заблуждение.
Для того чтобы можно было сравнить участки улично-дорожной сети между собой мы решили отойти от абсолютных показателей и рассчитать относительный коэффициент. Условно его можно назвать коэффициент аварийности – относительный показатель аварийности на участках автомобильных дорог. Он показывает на каких участках дорог случалось больше ДТП, а на каких меньше:
Значение «0» говорит о том, что на этом участке ДТП не зафиксированы.
Значение «1» – максимальное количество ДТП на метр дистанции дороги.
Этот коэффициент и лег в основу карты "Аварийность улиц Воронежа».
На карту мы нанесли места планируемого размещения видеокомлексов (голубой круг). А также на основе анализа данных о ДТП составили список и нанесли на карту перекрестки (участки дорог) на которых в дальнейшем мы бы также рекомендовали установку подобных видеокомплексов, если они покажут свою эффективность (фиолетовый круг).
Авторы :
Алексей Юдин
Артём Ильин