Найти тему

Печальная красота Шохи-Зинда

В Самарканде, неподалёку от мечети, построенной в честь любимой супруги Тамерлана — Биби-Ханум — вдаль тянется вереница 11 сумрачно-синих величавых зданий с узкими тенистыми переулками меж ними. Это мавзолеи, где покоится тимуридская знать.

В этом месте были захоронения с начала истории города 2500 лет назад, а самые древние сохранившиеся — из средневековья, но от них остались лишь основы и надгробия. Главное же сокровище — Некрополь Шохи-Зинда. Он построен в XIV-XV веках.

Первый и главный его мавзолей — это кенотаф Кусама ибн Аббаса — двоюродного брата пророка Мухаммеда. Он проповедовал ислам в Средней Азии 13 лет, пока, по легенде, зороастрийцы не отрубили ему голову во время молитвы. По другой легенде, поражённый стрелой, он ушёл в расщелину, где и живёт до сих пор. Поэтому его прозвали Шохи-Зинда — «Живой Царь».

-2

Посвящённый ему мавзолей — святыня. В старые времена паломничество к нему считалось равным хаджу в Мекку, и до сих пор туда стремятся верующие мусульмане.

Все мавзолеи, что были построены позже, выдержаны в едином стиле — выстроенные по строгой линии квадратные здания с круглыми куполами и высокими портиками у входов. Они будто бы вместе взирают на суетную улицу из тишины вечности. И, конечно, все покрыты плиткой и мозаикой поразительно тонкой работы. Гамма орнаментов вызывает ощущение тишины и покоя.

-3

В середине комплекса, вдоль открытой галереи на высоте тридцати шести ступенек, находятся мавзолеи родственников Амира Темура. Поскольку о его семье сейчас мало что известно, на этих захоронениях лежит печать таинственности. Так, один из них называют попросту «Мавзолей знатной женщины».

В конце этой галереи — двор со сводчатой аркой, под которым справа, за древней резной дверью находится мавзолей Живого Царя Кусама ибн Аббаса.

Приезжайте в Самарканд и полюбуйтесь этим строгим загадочным величием своими глазами, погрузитесь в атмосферу вечности! Canaan Travel поможет вам в этом.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о других чудесах Узбекистана — архитектурных и не только.