Как Вы уже знаете старообрядцы из-за своей веры нередко попадали под уголовные дела. Более подробно почитать об этом можно здесь и здесь. Однако к началу 20 века их положение начинает меняться в лучшую сторону. Так в 1905 - 1906 годах в Российской империи вышли в свет указы, позволившие старообрядцам устраивать свои начальные школы, кладбища и молитвенные здания. Так указ Святейшего Синода от 29 марта 1905 года требовал выполнить Императорский указ от 12 декабря 1904 года и прекратить притеснения религиозных меньшинств на территории империи и пересмотреть законодательство относительно прав старообрядцев. В указе чётко оговаривалось, что любой иноверец мог пожаловаться на притеснения со стороны местных и духовных властей, которые законом не указаны. Кроме дарования политических прав в указе было прописано, что никто не имеет права снести молельни без решения суда местными властями или губкрнским начальством.
Этим и решили воспользоваться старообрядцы деревни Сидорово. Зимой 1907 года они решились на строительство каменного храма вместо ветхой деревянной молельни. Возглавил строительство староста поморской общины Аким Степанович Красильников. Активную помощь оказывали крестьяне Василий Сергеевич Романов, Григорий Харитонович Сорокин и Александр Корнилович Синицын.
Официальное признание политических прав старообрядцев дало новый толчок развития и порождение религиозных конфликтов. Если до 1906 года крестьяне-старообрядцы проявляли миролюбивое отношение к церкви, то после указа от 21 апреля 1905 года ситуация меняется. Это был указ "Об укреплении начал веротерпимости". По сведениям, взятым из архива, в 1906 году в селе Середа, Даниловского уезда приходские священники сообщают следующее:
Раскольники после указа Ярославский Духовной Консистории отказываются хоронить родственников в углу православного кладбища, выражают священникам негодование и не пускают их в свои дома, основываясь на указе от 21 апреля 1905 года.
Отныне пренебрежение к церковный властям и противостояние начинает носить открытый характер. В селе Бухалово Даниловского уезда старообрядцы к церкви относятся с недоверием, а с крестьянами новообрядцами живут дружно. Однако за последнее десятилетие в период с 1885 по 1905 года количество старообрядцев выросло в 3 раза!!! Это учитывая то, что в 1885 году количество старообрядцев мужчин составляло 92 человека, а женщин 294. То к 1905 году их стало 280 и 919 человек!!! При этом исчезли единоверческие общины. Единоверчество в Российской империи заключалось в том, что старообрядческая община заключала с духовенством договор и могла печатать свою литературу и отправлять свою службу, но под надзором церкви и община не попадала под преследование духовных и гражданских властей. И в 1905 году такие общины и вовсе исчезают.
Итак, подводя итог следует отметить, что отношения старообрядцев с церковью менялись на протяжении второй половины 19 века и начало 20 века. Если с церковью поначалу был дружелюбный и братский характер по расчёту, то после свободы вероисповедания отношения меняются и старообрядцы активно начинают заявлять о своих правах.
#история #историяроссии #старообрядцы #старообрядчество #религии