Найти тему
"Ваша газета"

Где растяжки у нижнекамской шабашки?

Как ни призывают власти частный бизнес легализоваться и платить налоги, введя упрощённые формы платежей и низкие ставки, но зачастую таксисты, каменщики, монтажники, разнорабочие, домашние кондитеры, мастера ногтей, ресниц и бровей предпочитают действовать в тени. Нижнекамцы шабашат без больничных, отпусков и каких-либо гарантий. Кому-то удаётся заработать себе на хлеб с маслом, но не всем так везёт. На шабашке стороны могут запросто кинуть друг друга или собак натравить. «ВГ» знает несколько таких историй.

Удобно, но иногда смертельно

Ещё недавно при наличии собственного авто заниматься извозом по вечерам было прибыльно. С появлением агрегаторов такси ситуация изменилась: чтобы заработать, надо вкалывать часами. Нижнекамцы, таксующие после смены на заводах, всё ещё встречаются, но реже. Однако рисков меньше не стало. Чистить салон после неаккуратного пассажира водителю приходится за свой счёт. Как и ремонтировать, заправлять, мыть и поддерживать автомобиль в сносном состоянии.

Особняком держатся бомбилы, которые ездят по автобусным маршрутам. Хоть автобусы и стали ходить чаще, нелегальных перевозчиков ещё можно увидеть на улицах города. Нарушителей частенько ловят с поличным полицейские, но наказать их бывает сложно, так как содеянное бывает трудно доказуемым. Вовсю процветают и нелегальные междугородние перевозки, и пассажиры, по сути, рискуют жизнями, выбирая видимые удобство и выгоду.

Ремонт – дело долгое

Эльвира с мужем взяли трёшку в ипотеку. Прежние хозяева начали было ремонт, ободрали обои со стен, да так и продали. Чтобы скорее заехать в собственное жильё, супруги наняли без договора шабашников по объявлению в подъезде.

Штукатуры-маляры быстренько всё сделали, взяли деньги за работу, а на следующий день в зале обои отклеились. Кроме того, Эльвира заметила, что в детской некоторые полосы обоев приклеены вверх ногами. Начальник горе-бригады сказал, мол, это заводской брак, придётся докупать обои и начинать заново. Супруги в итоге нашли других мастеров, которые исправили ситуацию.

А Раиля заказала по объявлению пристройку на даче. Как-то вечером повезла туда недостающие стройматериалы и обнаружила на садовом участке весёлую компанию с шашлыками и алкоголем. Это оказались даже не строители, а их друзья, которых позвали хорошо провести время. Аванс горе-строители к тому моменту уже пропили.

Злополучный «Химстрой»

Напомним об обанкротившемся «Химстрое», который мало того что заставил переживать дольщиков, так ещё и кинул работяг. Не один, и не два человека остались без денег - в стройке участвовали и каменщики, и монтажники, и чернорабочие, нанятые мелкими строительными компаниями, работающими по субподряду. Бригада каменщиков, например, обращалась и в суд, и в прокуратуру. Ответ везде был один: предъявите акт выполненных работ.

А откуда у них взяться акту? Они работали на честном слове: табель учёта рабочего времени и выполненной работы вёл бригадир от руки в тетради. Все друг друга знали, обманывать было не с руки. Вот и субподрядчик - вроде человек известный и честный, расплачивался вовремя, когда были деньги на счету. А потом всё: мол, вы поймите, денег нет, жду поступления. Дольщики получили квартиры, а рабочие остались ни с чем.

Покусились и покусали

В самом начале ковидных ограничений каменщик Николай подрядился поставить столбы для забора в коттеджном посёлке в микрорайоне №36. С работодателем, хозяином недвижимости, договорились об оплате после завершения стройки. Николай приступил. Каждое утро сторож запирал двух породистых алабаев в вольере, и каменщик начинал кладку. Работа шла к завершению, но однажды сторож то ли не успел запереть псов, то ли что-то ещё, но алабаи набросились на рабочего и повисли на руках с двух сторон, вцепившись намертво.

Услышав крики и лай, сторож собак отогнал, а приехавший работодатель предложил отвезти покусанного бедолагу в травмпункт и обещал оплатить больничный. В состоянии шока Николай поехал за медицинской помощью, даже не подумав вызвать полицию. В больнице на раны от укусов собак на руках и ногах наложили более 20 швов. Четыре месяца каменщик вообще не мог работать. В итоге он не получил не только больничные выплаты, но и деньги за проделанную работу. Несколько месяцев пострадавший взывал к совести хозяина алабаев, но безрезультатно.

Красота – страшна я сила

Ирина записалась к мастеру-бровисту. Так себя позиционировала в социальных сетях некто Юлия, которая недавно окончила месячные курсы по коррекции бровей. Что это были за курсы - неизвестно, зато результат оказался налицо: «мастерица» забыла проверить реакцию на краску, и у Ирины покраснело лицо, начался зуд. Она засобиралась домой, но Юлия потребовала оплатить услугу, мол, потрачены время и краска. Заказчица за свои деньги получила испорченное настроение и неделю на противоаллергических препаратах.

Без бумажки...

А теперь - к главному. Доказать в суде, что шабашник работал или услуги оплачены, бывает сложно. В спорных ситуациях проигрывают обе стороны - они лишены возможности решить проблему в правовом поле. Кроме того, без оформления договора риски возрастают: ситуации, когда кто-то получил задаток и скрылся либо не оплатил оказанные услуги, увы, давно стали обыденностью.

Если душа не велит «работать на дядю», не стоит рисковать - оформляйтесь самозанятым через сайт налоговой, на госуслугах или в банковском приложении. Обезопасят сделку как для заказчика, так и для исполнителя простые правила: составляйте договор об оказании услуг, а потом - акт приёмки работ, сохраняйте чеки, квитанции и расписки, а при оплате через перевод указывайте в сообщении, за что платите: например, «за выполнение ремонта» или «за наращивание ресниц».

Ольга МИНЕЕВА.